18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Снова Родченко, но не совсем тот, к которому мы привыкли

Александр Родченко. «Конические шестерни». 1929. Фото: Фонд Still Art
Александр Родченко. «Конические шестерни». 1929.
Фото: Фонд Still Art
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию в Центре «Зотов» включены личные вещи, письма и дневниковые записи, которые показывают Александра Родченко с личной, «душевной» стороны

Александр Родченко (1891–1956) не нуждается в представлении: его работы — живопись, фотомонтажи, конструктивистские мобили и в первую очередь фотографии — появляются на выставках рекордно часто. Самые неожиданные и головокружительные его ракурсы хорошо знакомы зрителю и уже не слишком будоражат. Но есть одно но: регулярные показы избранных работ и даже большие ретроспективы позволяют видеть глазами Родченко, однако не позволяют увидеть самого Родченко. Центр «Зотов» взялся исправить это упущение выставкой «Родченко. Личное», которая открывает новый, персональный ракурс на фигуру этого мастера авангарда.

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию включены личные вещи, письма и дневниковые записи Родченко. Все это позволило сформировать менее отстраненное и более душевное повествование. Выставка приоткрывает «домашнего», семейного Родченко. Вот он любуется своей женой, художницей Варварой Степановой, а вот проводит время с родителями. А еще мы узнаем, кого он ласково называл «мульки». Это немного идет вразрез с довольно брутальным обликом художника, который на фотографиях неизменно обрит налысо и одет во что-то вроде летного комбинезона. К слову, выставка рассказывает и о том, почему он предпочитал кепку французской шляпе.

Режиссер Лев Кулешов, теоретик конструктивизма Алексей Ган и поэт Владимир Маяковский предстают на выставке не просто как соратники Родченко, но как друзья — мы встречаем их в его мастерской. Городскую фотографию кураторы Анна Замрий и Дмитрий Никишов постарались представить так, чтобы у зрителя сложилось впечатление, будто он отправился вместе с художником на прогулку, наблюдая, как тот отбирает образы и кадрирует сюжеты. Всего экспозиция включает пять разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья».

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Хочется отметить, что экспонаты на выставке происходят не только из основанного Еленой Карисаловой фонда Still Art и архива Родченко и Степановой (что уже привычно), но также из коллекции творческого сообщества «Мира», которое с недавних пор все громче заявляет о себе.

О том, как готовилась собственно фотографическая часть экспозиции, рассказал Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, внук Родченко и Степановой: «Вся печать к настоящей выставке была сделана в лаборатории Родченко. Это сложная работа — печатать по образцу автора, обрабатывать, сушить, резать, ретушировать и так далее. Для представления фотографий мы следовали идеям Родченко и использовали способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением».

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Выставку «Родченко. Личное» сопровождает обширная публичная программа с лекциями о художнике, истории и технике фотографии, оптике и устройстве человеческого глаза. В рамках параллельной программы запланированы фотопрогулки и мастер-классы по цианотипии, фотопечати, фотоколлажу (в том числе для детей). Посетителей также ждут воркшопы с известными фотографами — представителями архитектурной, документальной и стрит-фотографии.  

Центр «Зотов»
«Родченко. Личное»
До 28 января

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+