18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Снова Родченко, но не совсем тот, к которому мы привыкли

Александр Родченко. «Конические шестерни». 1929. Фото: Фонд Still Art
Александр Родченко. «Конические шестерни». 1929.
Фото: Фонд Still Art
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию в Центре «Зотов» включены личные вещи, письма и дневниковые записи, которые показывают Александра Родченко с личной, «душевной» стороны

Александр Родченко (1891–1956) не нуждается в представлении: его работы — живопись, фотомонтажи, конструктивистские мобили и в первую очередь фотографии — появляются на выставках рекордно часто. Самые неожиданные и головокружительные его ракурсы хорошо знакомы зрителю и уже не слишком будоражат. Но есть одно но: регулярные показы избранных работ и даже большие ретроспективы позволяют видеть глазами Родченко, однако не позволяют увидеть самого Родченко. Центр «Зотов» взялся исправить это упущение выставкой «Родченко. Личное», которая открывает новый, персональный ракурс на фигуру этого мастера авангарда.

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию включены личные вещи, письма и дневниковые записи Родченко. Все это позволило сформировать менее отстраненное и более душевное повествование. Выставка приоткрывает «домашнего», семейного Родченко. Вот он любуется своей женой, художницей Варварой Степановой, а вот проводит время с родителями. А еще мы узнаем, кого он ласково называл «мульки». Это немного идет вразрез с довольно брутальным обликом художника, который на фотографиях неизменно обрит налысо и одет во что-то вроде летного комбинезона. К слову, выставка рассказывает и о том, почему он предпочитал кепку французской шляпе.

Режиссер Лев Кулешов, теоретик конструктивизма Алексей Ган и поэт Владимир Маяковский предстают на выставке не просто как соратники Родченко, но как друзья — мы встречаем их в его мастерской. Городскую фотографию кураторы Анна Замрий и Дмитрий Никишов постарались представить так, чтобы у зрителя сложилось впечатление, будто он отправился вместе с художником на прогулку, наблюдая, как тот отбирает образы и кадрирует сюжеты. Всего экспозиция включает пять разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья».

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Хочется отметить, что экспонаты на выставке происходят не только из основанного Еленой Карисаловой фонда Still Art и архива Родченко и Степановой (что уже привычно), но также из коллекции творческого сообщества «Мира», которое с недавних пор все громче заявляет о себе.

О том, как готовилась собственно фотографическая часть экспозиции, рассказал Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, внук Родченко и Степановой: «Вся печать к настоящей выставке была сделана в лаборатории Родченко. Это сложная работа — печатать по образцу автора, обрабатывать, сушить, резать, ретушировать и так далее. Для представления фотографий мы следовали идеям Родченко и использовали способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением».

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Выставку «Родченко. Личное» сопровождает обширная публичная программа с лекциями о художнике, истории и технике фотографии, оптике и устройстве человеческого глаза. В рамках параллельной программы запланированы фотопрогулки и мастер-классы по цианотипии, фотопечати, фотоколлажу (в том числе для детей). Посетителей также ждут воркшопы с известными фотографами — представителями архитектурной, документальной и стрит-фотографии.  

Центр «Зотов»
«Родченко. Личное»
До 28 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+