18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему музеи в США ждет кадровый кризис и как с ним бороться

Осенью 2022 года сотрудники Филадельфийского художественного музея в результате забастовки добились пересмотра своих контрактов. Хотя низкие зарплаты не единственное, что угнетает американских музейщиков. Фото: Philadelphia Museum of Art
Осенью 2022 года сотрудники Филадельфийского художественного музея в результате забастовки добились пересмотра своих контрактов. Хотя низкие зарплаты не единственное, что угнетает американских музейщиков.
Фото: Philadelphia Museum of Art
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Сотрудники американских музеев все чаще называют свою работу утомительной и не доставляющей удовольствия. Возможно ли избежать выгорания? Рецепты существуют, но для их эффективного применения нередко нужна поддержка со стороны самих институций

К поразительному выводу пришли авторы первого отчета Museums Moving Forward (MMF), правозащитной группы, созданной в 2020 году с целью обес­печения равноправия и повышения организационной эффективности в области культуры. Опрос, проведенный в конце лета (в нем поучаствовало 1933 сотрудника из более чем 50 музеев США), касался многого — от удовлетворенности карьерой до случаев дискриминации и харассмента. Так вот, одно из самых удивительных открытий — то, насколько широко распространено выгорание среди музейщиков и какой глобальной утечкой мозгов из этой сферы оно может грозить.

Проблема особенно остро касается тех, кто находится в середине карьерной лестницы, причем независимо от того, работают ли они кураторами или администраторами. Так, 76% опрошенных говорят о том, что задумывались об уходе из профессии из-за выгорания, низкой зарплаты и отсутствия возможностей для роста. Если хотя бы часть из них все же решится на увольнение, музейный сектор ждет весьма печальное будущее.

Выгорание — модное слово, которое используют к месту и не к месту. Но, по мнению Кристины Маслах, профессора психологии из Калифорнийского университета в Беркли, этот феномен не ограничивается хронической усталостью от работы. Выгорание — это и циничное отношение к обязанностям, и обесценивание своих способностей, и снижение продуктивности. Хотя те, кто испытывает выгорание, как правило, ощущают безнадежность, ситуация на деле таковой не является — выход есть, подчеркивает Маслах. С выгоранием можно справиться, но только если работодатели готовы признать эту проблему и бороться с ней.

Другой опрос, опубликованный в начале 2023 года исследовательским консорциумом Future Forum, продемонстрировал, что более 40% офисных работников страдают от выгорания — это максимальный показатель за время с начала пандемии. И прежде всего в группе риска — музейные работники. Согласно отчету MMF, они меньше всего в США удовлетворены своей карьерой: если в общей выборке 48% респондентов довольны перспективами карьерного роста, то среди музейщиков эта цифра составляет лишь 28%.

Выгорание у сотрудников музеев протекает как опасная болезнь без явных симптомов, и одна из причин этого заключается в том, что сфера конкурентоспособна, престижна и считается «благодарным трудом». «Последние десять лет моей жизни были очень насыщенными в профессиональном плане, но ум с сердцем у меня уже не в ладу, — признается Мишель Миллар Фишер, куратор отдела ремесел и дизайна в Музее изящных искусств в Бостоне. — Чтобы делать карьеру, мне приходилось пахать по 14–18 часов в день». Она, как и многие ее коллеги, впадает в присущую всей области зависимость — от кураторских стипендий, которые обычно выдаются на срок от одного до трех лет, и за это время «просто нельзя расслабляться и сбавлять темп».

В музеи, как и в другие некоммерческие организации, нередко стремятся идеалисты, которым, особенно после пандемии, приходится работать больше — за те же, если не меньшие, деньги. Еще многие говорят, что их выгорание спровоцировано не только дефицитом кадров и ресурсов. Когда приходит осознание того, что те высокие ценности, ради которых они пришли работать в музеи, не соответствуют реальности, их охватывает чувство безнадежности вкупе с приступами цинизма.

Члены музейного союза Уитни собрались у здания музея 17 мая 2022 года. Фото: Allison Dinner
Члены музейного союза Уитни собрались у здания музея 17 мая 2022 года.
Фото: Allison Dinner

«Это лишь видимость либерализма. Когда вникаешь в механику любой институции, понимаешь, насколько она консервативна», — говорит куратор Элисон Феррис, отработавшая в музеях 30 лет. Она уволилась в 2020 году, чтобы выучиться на магистра в области литературного мастерства. «Реальность драматически не соответствует ожиданиям. Она как удар хлыстом», — так Маслах описывает ощущение, которое распространено и в других областях, где повсеместное выгорание идет рука об руку с «высокой миссией»: медицина, право общественных интересов.

Однако бороться с выгоранием можно по формуле, которой Маслах дала название «три С»: сотрудничество, соответствие, самоотдача.

Адам Риццо, преподаватель из Филадельфийского художественного музея и председатель его нового профсоюза, говорит, что общественная работа помогла ему перейти от состояния выгорания к тому, что Маслах называет его противоположностью, — к вовлеченности. «Создание сообщества, в котором можно рассчитывать на реальную поддержку — не просто сидеть и жаловаться, а предложить решение проблем, — вот что снова придало мне сил, — рассказывает Риццо. — Большие музеи, такие как наш, изолированы и иерар­хичны, поэтому выстраивание новых отношений помогло придать смысл моей работе».

Есть и другие способы развития сотрудничества. Миа Локс, соучредитель организации Museums Moving Forward, выступает за то, чтобы музеи регулярно проводили внутреннюю оценку всего персонала, которая позволяла бы рядовым сотрудникам оставлять отзывы о начальстве. «Людей необходимо оценивать не только по индивидуальной эффективности, но и по тому, как они руководят коллективом», — говорит Локс, отмечая, что эмоциональный интеллект и способность формировать здоровую рабочую среду можно измерить, как и любой другой навык. «И это не будет стоить музеям больших денег», — добавляет она.

По мнению Холли Шен, директора консалтинговой фирмы Lord Culture Resources, еще один способ справиться с выгоранием — вовлечь персонал в процесс стратегического планирования. Работники могут выступить с новыми идеями, адаптировать уже принятые или помочь выявить потенциальные проблемы, которые руководство не замечает.

Некоторые ветераны музейной сферы называют и четвертую «С», необходимую для борьбы с выгоранием: созидательность. «Если бюджет не позволяет повысить зарплаты, почему бы не предложить сотрудникам больше оплачиваемых выходных или стажировок? — задается вопросом Яёи Шионоири, бывший помощник главного юриста Музея Гуггенхайма, директор Фонда Криса Бёрдена и Студии Нэнси Рубинс. — Еще у музея часто есть возможность помочь с обучением, участием в конференциях».

Подводные камни профессии музейщика — от низкой зарплаты до рутинности и минимальных перспектив карьерного роста — могут потребовать перестройки всей области. Но исследования доказывают, что даже скромные меры могут помочь снизить уровень выгорания. «Любые, самые небольшие позитивные изменения помогают осознать, что проблема решаема», — отмечает Маслах. Главное — противостоять этой напасти и продолжать с ней бороться. «Музеи рискуют потерять много талантов, если не станут более внимательно и чутко относиться к своему персоналу», — уверена она. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+