18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Петербургу идти в будущее, не теряя прошлого

Дискуссия-открытие деловой программы «Город будущего» прошла в рамках фестиваля «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Дискуссия-открытие деловой программы «Город будущего» прошла в рамках фестиваля «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Дискуссия — открытие деловой программы «Город будущего», посвященная самому европейскому мегаполису России, в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» прошла в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В.Маяковского

Деловая программа «Город будущего» — одна из самых важных составляющих фестиваля «Друзья Петербурга». Обсуждение судьбы города и дальнейшего вектора его развития в профессиональной среде с привлечением широкой общественности помогает найти точки роста самого европейского мегаполиса России. Участники дискуссий и деловых встреч постарались сформулировать концепцию Санкт-Петербурга будущего и определить направления развития города как музея под открытым небом, хранящего историческое наследие и создающего новые точки притяжения.

Главной дискуссионной площадкой деловой программы «Город будущего» стала в этом году Центральная городская публичная библиотека имени В.В.Маяковского. Программу открыла дискуссия, в которой свой взгляд на проблему развития города высказали генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов, куратор и представитель независимых городских культурных инициатив Лиза Савина, глава выставочного зала «Невский, 19» Государственного музея городской скульптуры Наталия Яблонская, архитектор и руководитель архитектурного бюро «Хвоя» Георгий Снежкин, историк архитектуры и критик Ксения Малич.

Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского, недавно отреставрированная, стала площадкой для деловой программы в рамках фестиваля «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского, недавно отреставрированная, стала площадкой для деловой программы в рамках фестиваля «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Модератором дискуссии выступила главный редактор The Art Newspaper Russia, арт-критик Милена Орлова, которая и предложила первую тему для обсуждения.

«С одной стороны, Петербург — город-памятник, уникальное для России место, где сохраняется историческое наследие, с другой стороны, это развивающийся мегаполис, — сказала Милена Орлова. — Петербург — город-отражение, город-зеркало, и дело не только в Неве, реках и каналах, но и в мощной мифологии города, задуманного как некое отражение европейских городов. Как найти баланс между гением места и актуальной повесткой? На какие изменения сейчас существует запрос в области архитектуры и урбанизации?»

Куратор и представитель независимых городских культурных инициатив Лиза Савина, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова на дискуссии «Город будущего». Фото: ПАО «Газпром»
Куратор и представитель независимых городских культурных инициатив Лиза Савина, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова на дискуссии «Город будущего».
Фото: ПАО «Газпром»

По мнению Романа Карманова, сегодня одна из самых актуальных проблем Петербурга — активная застройка новых районов, комфортных для проживания, но совершенно не отражающих принадлежность к истории и культуре Северной столицы. «На мой взгляд, нужно дать возможность творческим людям проявить здесь свои инициативы, вовлечь их в распространение культуры Петербурга от центра к окраинам, — уверен Роман Карманов. — Это одна из наиболее важных задач, и мы можем поддержать людей с их инициативами. За два года с момента открытия фонда мы уже поддержали почти 300 проектов из Петербурга».

Для архитектора Георгия Снежкина новые районы застройки Петербурга — важные точки роста, где может применить себя актуальный архитектор. У Петербурга есть заранее заданный план, определенные правила и идеи, заложенные Петром и до сих пор актуальные. Но эта предопределенность делает еще более очевидным гигантский контраст между тем, что должно быть, и тем, что происходит на самом деле. «Приезжая в любой новый, активно застраивающийся район Петербурга, мы не определим, где находимся — в городе с 300-летней историей или в любой другой географической точке, — отметил Георгий Снежкин. — Вроде понятно, что с этим делать, но из-за инерции мы продолжаем заполнять пространство новыми квадратными метрами. И это та проблема, над которой нужно думать в первую очередь».

Одна из самых актуальных проблем Петербурга – активная застройка новых районов, комфортных для проживания, но не отражающих принадлежность истории и культуре Северной столицы. Фото: ПАО «Газпром»
Одна из самых актуальных проблем Петербурга – активная застройка новых районов, комфортных для проживания, но не отражающих принадлежность истории и культуре Северной столицы.
Фото: ПАО «Газпром»

Историк архитектуры Ксения Малич согласилась с Георгием Снежкиным, что Петербург изначально был неким конечным продуктом, заданным конкретным планом. Облик города предполагал дисциплинированность и соразмерность панорам, ансамблевый подход к застройке, равновесие и чувство меры. «Но, как только чувство меры теряется, теряется образ города, — считает Ксения Малич. — Согласованность должна быть в ритме, пропорциях, в правде материалов. Если хотя бы отчасти такие приемы применить в новых районах, эти паттерны дадут продолжение историческому пространству».

Говоря об удачных проектах актуализации историко-культурного наследия Петербурга, появившихся в последние десятилетия, все участники обсуждения отметили реконструкцию Главного штаба — современного актуального пространства Государственного Эрмитажа.

Участники дискуссии «Город будущего» отметили реконструкцию Главного штаба как самый удачный пример актуализации историко-культурного наследия Петербурга в последние десятилетия. Фото: ПАО «Газпром»
Участники дискуссии «Город будущего» отметили реконструкцию Главного штаба как самый удачный пример актуализации историко-культурного наследия Петербурга в последние десятилетия.
Фото: ПАО «Газпром»

Оживленное обсуждение участниками круглого стола вызвало выступление Наталии Яблонской. Она заговорила о действительно острой проблеме для Петербурга — установке новых памятников. С момента основания города новые монументы появлялись на его улицах и площадях только по воле властей. Сейчас у власти нет четкой политики в этой сфере, и в последнее время к ней активно подключились горожане. Но кто и как должен регулировать эту сферу — большой вопрос. «На мой взгляд, очевидно, что ничего в центре города ставить не нужно. Не надо трогать Петербург! — заявила Наталия Яблонская. — Какие памятники могут появляться в других районах города — открытый вопрос, но я уверена: они не должны копировать старый Петербург или повторять его. Пусть это будет новое искусство».

По мнению Ксении Малич, все современные памятники должны быть легко демонтируемыми, хотя это и не подразумевает никакого иконоборчества: демонтированный не значит уничтожаемый. В российской истории уже был такой опыт, в частности в ленинском плане монументальной пропаганды. «Этот план наглядно показал, что памятник можно поставить на какое-то время, потом убрать и сохранить его в музее, если граждане, власти или время откажутся от него, — напомнила Ксения Малич. — Иногда чуть-чуть терпения и временная дистанция помогают найти очевидные, наиболее эффективные решения, наилучшее решение».

Как изменяется общественный ландшафт, когда в него внедряются такие масштабные современные объекты, как «Лахта Центр», и как вообще появляются новые пространства, или так называемые третьи места? Ответы на эти вопросы и размышления о том, в какую сторону надо двигаться Петербургу, завершили дискуссию за круглым столом.

«Мне кажется, все начинается с озеленения и еды, — заметила Ксения Малич. — Цицерон говорил: если у тебя есть библиотека и сад, у тебя есть всё. В современной культуре есть такая практика: там, где появляются книги, кофе, скамейки среди кустов и цветов, человеку хочется остаться. Петербург создан для общения, здесь оно даже важнее, чем его результат, в отличие от Москвы. И туда же, в такие „третьи места“, приходит новое искусство».

Помимо широкой программы озеленения города, по мнению историка архитектуры, важной составляющей процесса формирования точек роста должно стать привлечение к этому процессу молодежи. «Молодым нужно доверять, молодость — энергия роста», — считает Ксения Малич.

Только опора на человеческие ресурсы, по словам Наталии Яблонской, может сохранить вектор устойчивого развития. «Какие бы ни были идеи, люди — важнее, — уверена глава выставочного зала «Невский, 19», — от них все зависит». Эту позицию поддержал и Роман Карманов. «Главные точки роста — в людях, — полагает он. — Не обращаешь внимания на людей — нет роста. Делаешь что-то, чего они не хотят, — нет роста. Нужно не просто обратить внимание на их нужды — необходимо выяснить, что им нужно, и сделать это вместе с ними. Чем фестиваль „Друзья Петербурга“ и занимается».

Тема деловой программы «Город будущего» продолжилась и в других обсуждениях, проходивших в Библиотеке имени Маяковского на протяжении всего форума.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+