18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

При реставрации «ограды Врубеля» была разрушена ее легенда

«Ограда дачи Коншиной», известная в народе как «забор Врубеля» после реставрации. Фото: Архитерра
«Ограда дачи Коншиной», известная в народе как «забор Врубеля» после реставрации.
Фото: Архитерра
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В столичном районе Аэропорт близится к завершению реставрация огибающей психиатрическую лечебницу ограды, авторами которой считались Михаил Врубель и Федор Шехтель. Специалисты полагают, что в действительности ее придумал менее известный автор

Примечательная ограда в стиле модерн расположена в районе Аэропорт. Она тянется вдоль половины улицы 8 Марта и заворачивает в Старый Петровско-Ра­зумовский проезд. На контрасте с окружающей типовой застройкой 1960–1980-х годов и выросшим в 2000-е стеклянным бизнес-центром она кажется сказочной и хрупкой. Въездные ворота, столбики и угловые башенки выполнены из кирпича, прясла между столбами — из лиственницы. Башенки имеют цинковые навершия, столбики и прясла — орнаментальный рельеф.

В начале XX века здесь располагалась частная клиника для душевнобольных прогрессивного психиатра Федора Усольцева. Доктор относился к пациентам как к гостям, жил с ними под одной крышей, по вечерам устраивал диспуты и концерты. Пребывание в клинике стоило баснословные 150 руб. в месяц, в то время как в государственных — 3 руб. Самым известным ее пациентом был художник Михаил Врубель. Он лежал в клинике дважды — в 1904 и 1905–1906 годах — и, пока не ослеп, много рисовал. Эти рисунки: пейзажи из окна, интерьер палаты, портреты санитаров, врачей и пациентов — стали сенсацией выставки Врубеля в Третьяковской галерее в 2021 году. Говорили, что художник нарисовал и эскиз ограды, которую уже после его смерти в 1910-м воплотил архитектор Федор Шехтель.

«Забор Врубеля» до реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» до реставрации.
Фото: Архитерра

Такова легенда. Но первое, что сообщает Кирилл Семенов, генеральный директор «Стройпроектреставрации», которая осуществляет авторский надзор за реставрационными работами: «Мы провели серьезные изыскания и не обнаружили ни одного документа, подтверждающего авторство Врубеля или Шехтеля». Компания подготовила фундаментальное «Историко-архивное и библиографическое исследование», в котором отражена история участка, где находилась лечебница Усольцева. Его владельцы прослежены ни много ни мало с 1498 года! Но, чтобы разобраться в происхождении ограды, необходимо обратиться к более поздней истории.

С 1895 года вдоль нынешней улицы 8 Марта располагалась усадьба Александры Ивановны Коншиной — супруги, а потом вдовы серпуховского фабриканта-миллионера Ивана Коншина, крупнейшей московской благотворительницы. Когда Усольцев открыл по соседству свою клинику и когда в нее попал Врубель, ограда, вероятнее всего, уже стояла, и художник запечатлел ее с натуры.

«Забор Врубеля» до реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» до реставрации.
Фото: Архитерра

На рубеже 1910-х годов в семье доктора случилась беда (психическое расстройство диагностировали у жены и у дочери), и его дела пошли на спад. Он был вынужден продать Коншиной часть своих земель. Тем не менее его частная лечебница просуществовала до 1931 года, после чего была преобразована в Московскую областную психоневрологическую клинику. Ныне на этом месте, уже в современном здании, находится Центральная клиническая психиатрическая больница им. Ф.А.Усольцева. Именно больница стала заказчиком реставрации «ограды Врубеля» (ее включили в список выявленных объектов культурного наследия в 2006 году). Бюджет проекта составил 31,5 млн руб., деньги на работы выделило Министерство здравоохранения Московской области.

«Забор Врубеля» после реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» после реставрации.
Фото: Архитерра

На сегодняшний день объект практически завершен, не хватает только цинковых наверший над угловыми столбами: цинк сейчас нужен для других целей, а, согласно плану реставрации, необходим именно этот металл. Официальное название объекта — «Ограда дачи Коншиной (санатория для увечных воинов), 1900-е годы».

Когда летом 2023 года во время реставрации пришлось разобрать одну из угловых башен (она находилась в аварийном состоянии, и приподнять и укрепить ее с помощью домкратов не получилось), вокруг забора начали устраивать пикеты всевозможные партии: дескать, не дадим разрушить народное достояние! Башня в итоге была восстановлена точно в первоначальной форме из исторических и специальных реставрационных кирпичей. Но работу реставраторов политики усложнили — и все ради хайпа вокруг легенды об авторстве Врубеля. Теперь мы этой красивой легенды лишились.

Процесс реставрации. Фото: Архитерра
Процесс реставрации.
Фото: Архитерра

Но ничто не мешает нам воздать должное истинному создателю ограды. Известно, что на Коншину работали два архитектора: Шехтель и Анатолий Гунст, построивший для нее особняк на Пречистенке, 16. Нельзя исключать, что как раз Гунст придумал ограду в стиле модерн, хотя для него, поборника пышной эклектики, такая стилистика не совсем характерна.

«Анатолий Гунст гораздо менее известен сегодня, нежели Врубель и Шехтель, — комментирует ситуацию Кирилл Семенов. — Он был архитектором во втором поколении, окончил МУЖВЗ, изучал арт-педагогику в Австрии, Германии и Италии. Член знаменитого МАО — Московского архитектурного общества и, помимо прочего, почетный старшина приюта для грудных детей в Москве». В 1890-е Гунст открыл в Москве Училище изящных искусств, в котором преподавали Исаак Левитан, Леонид Пастернак, архитектор Иван Машков, тот же Шехтель. В 1901-м он основал Московское художественно-фотографическое общество, а ближе к 60 годам вместе с Евгением Вахтанговым учредил Студию драматического искусства, ставшую впоследствии Вахтанговским театром.

«Забор Врубеля» после реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» после реставрации.
Фото: Архитерра

На вопрос, меняют ли что-либо открывшиеся обстоятельства в нашем отношении к объекту наследия, архитектор Елизавета Зейналова, осуществляющая авторский надзор, ответила, что лично в ее восприятии ничего не изменилось: независимо от того, кто был автором, ограда является важным памятником архитектуры и ее надо было привести в порядок. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+