18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

При реставрации «ограды Врубеля» была разрушена ее легенда

«Ограда дачи Коншиной», известная в народе как «забор Врубеля» после реставрации. Фото: Архитерра
«Ограда дачи Коншиной», известная в народе как «забор Врубеля» после реставрации.
Фото: Архитерра
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В столичном районе Аэропорт близится к завершению реставрация огибающей психиатрическую лечебницу ограды, авторами которой считались Михаил Врубель и Федор Шехтель. Специалисты полагают, что в действительности ее придумал менее известный автор

Примечательная ограда в стиле модерн расположена в районе Аэропорт. Она тянется вдоль половины улицы 8 Марта и заворачивает в Старый Петровско-Ра­зумовский проезд. На контрасте с окружающей типовой застройкой 1960–1980-х годов и выросшим в 2000-е стеклянным бизнес-центром она кажется сказочной и хрупкой. Въездные ворота, столбики и угловые башенки выполнены из кирпича, прясла между столбами — из лиственницы. Башенки имеют цинковые навершия, столбики и прясла — орнаментальный рельеф.

В начале XX века здесь располагалась частная клиника для душевнобольных прогрессивного психиатра Федора Усольцева. Доктор относился к пациентам как к гостям, жил с ними под одной крышей, по вечерам устраивал диспуты и концерты. Пребывание в клинике стоило баснословные 150 руб. в месяц, в то время как в государственных — 3 руб. Самым известным ее пациентом был художник Михаил Врубель. Он лежал в клинике дважды — в 1904 и 1905–1906 годах — и, пока не ослеп, много рисовал. Эти рисунки: пейзажи из окна, интерьер палаты, портреты санитаров, врачей и пациентов — стали сенсацией выставки Врубеля в Третьяковской галерее в 2021 году. Говорили, что художник нарисовал и эскиз ограды, которую уже после его смерти в 1910-м воплотил архитектор Федор Шехтель.

«Забор Врубеля» до реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» до реставрации.
Фото: Архитерра

Такова легенда. Но первое, что сообщает Кирилл Семенов, генеральный директор «Стройпроектреставрации», которая осуществляет авторский надзор за реставрационными работами: «Мы провели серьезные изыскания и не обнаружили ни одного документа, подтверждающего авторство Врубеля или Шехтеля». Компания подготовила фундаментальное «Историко-архивное и библиографическое исследование», в котором отражена история участка, где находилась лечебница Усольцева. Его владельцы прослежены ни много ни мало с 1498 года! Но, чтобы разобраться в происхождении ограды, необходимо обратиться к более поздней истории.

С 1895 года вдоль нынешней улицы 8 Марта располагалась усадьба Александры Ивановны Коншиной — супруги, а потом вдовы серпуховского фабриканта-миллионера Ивана Коншина, крупнейшей московской благотворительницы. Когда Усольцев открыл по соседству свою клинику и когда в нее попал Врубель, ограда, вероятнее всего, уже стояла, и художник запечатлел ее с натуры.

«Забор Врубеля» до реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» до реставрации.
Фото: Архитерра

На рубеже 1910-х годов в семье доктора случилась беда (психическое расстройство диагностировали у жены и у дочери), и его дела пошли на спад. Он был вынужден продать Коншиной часть своих земель. Тем не менее его частная лечебница просуществовала до 1931 года, после чего была преобразована в Московскую областную психоневрологическую клинику. Ныне на этом месте, уже в современном здании, находится Центральная клиническая психиатрическая больница им. Ф.А.Усольцева. Именно больница стала заказчиком реставрации «ограды Врубеля» (ее включили в список выявленных объектов культурного наследия в 2006 году). Бюджет проекта составил 31,5 млн руб., деньги на работы выделило Министерство здравоохранения Московской области.

«Забор Врубеля» после реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» после реставрации.
Фото: Архитерра

На сегодняшний день объект практически завершен, не хватает только цинковых наверший над угловыми столбами: цинк сейчас нужен для других целей, а, согласно плану реставрации, необходим именно этот металл. Официальное название объекта — «Ограда дачи Коншиной (санатория для увечных воинов), 1900-е годы».

Когда летом 2023 года во время реставрации пришлось разобрать одну из угловых башен (она находилась в аварийном состоянии, и приподнять и укрепить ее с помощью домкратов не получилось), вокруг забора начали устраивать пикеты всевозможные партии: дескать, не дадим разрушить народное достояние! Башня в итоге была восстановлена точно в первоначальной форме из исторических и специальных реставрационных кирпичей. Но работу реставраторов политики усложнили — и все ради хайпа вокруг легенды об авторстве Врубеля. Теперь мы этой красивой легенды лишились.

Процесс реставрации. Фото: Архитерра
Процесс реставрации.
Фото: Архитерра

Но ничто не мешает нам воздать должное истинному создателю ограды. Известно, что на Коншину работали два архитектора: Шехтель и Анатолий Гунст, построивший для нее особняк на Пречистенке, 16. Нельзя исключать, что как раз Гунст придумал ограду в стиле модерн, хотя для него, поборника пышной эклектики, такая стилистика не совсем характерна.

«Анатолий Гунст гораздо менее известен сегодня, нежели Врубель и Шехтель, — комментирует ситуацию Кирилл Семенов. — Он был архитектором во втором поколении, окончил МУЖВЗ, изучал арт-педагогику в Австрии, Германии и Италии. Член знаменитого МАО — Московского архитектурного общества и, помимо прочего, почетный старшина приюта для грудных детей в Москве». В 1890-е Гунст открыл в Москве Училище изящных искусств, в котором преподавали Исаак Левитан, Леонид Пастернак, архитектор Иван Машков, тот же Шехтель. В 1901-м он основал Московское художественно-фотографическое общество, а ближе к 60 годам вместе с Евгением Вахтанговым учредил Студию драматического искусства, ставшую впоследствии Вахтанговским театром.

«Забор Врубеля» после реставрации. Фото: Архитерра
«Забор Врубеля» после реставрации.
Фото: Архитерра

На вопрос, меняют ли что-либо открывшиеся обстоятельства в нашем отношении к объекту наследия, архитектор Елизавета Зейналова, осуществляющая авторский надзор, ответила, что лично в ее восприятии ничего не изменилось: независимо от того, кто был автором, ограда является важным памятником архитектуры и ее надо было привести в порядок. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+