18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пермская художественная галерея празднует юбилей в Москве

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковке адресована в первую очередь тем, кто до сих пор по какой-то причине не добрался до Перми. На ней представлены шедевры из одного из лучших региональных музеев страны

Люди празднуют дни рождения, собирая у себя гостей и принимая подарки. Музеи любят поступать иначе — сами выезжают в гости, чтобы подарить незабываемые встречи со своими экспонатами. Вот и Пермская художественная галерея приехала в галерею Третьяковскую с выставкой, посвященной своему 100-летию. (Строго говоря, оно состоялось в 2022-м, но на текущий год приходится еще и 300-летие Перми, по- этому два события галерея празднует в связке.)

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На самом деле проект связан с более важными событиями, происходящими в Пермской художественной галерее. Наконец-то многолетняя грозовая ситуация, нависавшая над главным зданием музея — бывшим Спасо-Преображенским кафедральным собором, подошла к развязке. Галерея окончательно выезжает из храма, который передается Русской православной церкви. В начале октября в нем начнут закрывать постоянные экспозиции, затем закроются временные, после чего экспонаты будут перемещены во временное фондохранилище. В итоге музей должен переехать в новое здание на территории бывшего Пермского мотовозоремонтного завода имени А.А.Шпагина, которое планируют ввести в эксплуатацию уже в 2024 году.

Иван Клюн. «Супрематическая композиция». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Клюн. «Супрематическая композиция». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В связи с этим неизбежным нарушением покоя экспонатов Пермская галерея стала щедрее на предоставление их на выставки. Так, в начале года в Нижнем Новгороде прошел прекрасный проект «Пермские боги», показавший легендарную деревянную скульптуру, а в августе там же завершилась выставка живописи «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала». Выставку скульптуры «Спасенные боги» показали в Екатеринбурге. Обещают еще какие-то выездные проекты.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Все это объясняет, почему выставка, открывшаяся в Москве, такая небольшая — это визитная карточка, завлекательная приманка, которая призвана заманить нас в обновленный музей после его открытия. Ведь Пермская галерея по количеству экспонатов (более 50 тыс.) и их качеству — один из богатейших региональных музеев. И в новом здании, площадь которого составит свыше 20 тыс. кв. м — в семь раз больше площади собора, эта экспозиция сможет развернуться как следует.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

К золотому юбилею уральский музей привез в Новую Третьяковку золотой фонд своей коллекции — восемь десятков произведений, от икон до авангарда, как подсказывает название выставки. Самые ранние экспонаты — памятники лицевого шитья и иконописи XVII века, восходящие к расцвету династии Строгановых. Также представлены главные специалитеты Пермской художественной галереи — памятники деревянной скульптуры и выдающиеся образцы русской живописи первой трети ХХ века — полотна Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Кузьмы Петрова-Водкина, Роберта Фалька и других мастеров.

Александр Дейнека. «Стахановцы». 1937. Эскиз панно. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «Стахановцы». 1937. Эскиз панно.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Первая часть выставки — это несколько икон и около десяти предметов церковного шитья, связанных с меценатством купцов и промышленников Строгановых. Вторая часть — бесспорный хит, эталонная пермская деревянная скульптура: четыре рыдающих «Христа в темнице» и множество ангелов с рипидами (опахалами), орудиями Страстей Христовых и прочими атрибутами.

Наконец, самый крупный раздел выставки — живопись первой половины ХХ века. Помимо громких имен (Иван Клюн, Аристарх Лентулов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Родченко, Роберт Фальк), представлены и другие авторы, отобранные кураторами из-за своего качества, однако широкой публике менее известные, например Петр Келин, Сергей Кольцов (с жестокой работой «Парад победителей-инвалидов в Париже 11 ноября 1928 года»), Адольф Мильман, Петр Субботин-Пермяк, Василий Чекрыгин.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кажется, отдельно прослеживается линия художников-женщин. Помимо Любови Поповой, которой уже не удивить, тут показаны весьма любопытные работы Елены Бебутовой (1892–1970), Надежды Бом-Григорьевой (1884–1974), Магдалины Вериго (1891–1994). Завершается экспозиция несколькими эскизами монументальных панно Александра Дейнеки, так что срез коллекции Пермской галереи получился очень аккуратный и точный.

Новая Третьяковка
«От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми»
До 25 февраля 2024

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+