18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Очень разная Москва в объективе Николая Рахманова

Николай Рахманов. «Девочка с апельсинами». 1970–1972. Фото: Музей Москвы
Николай Рахманов. «Девочка с апельсинами». 1970–1972.
Фото: Музей Москвы
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В ретроспективную экспозицию в Музее Москвы вошло около 200 избранных кадров из недавно оцифрованного архива фотографа, который за полувековую карьеру опубликовал более 80 альбомов с цветными снимками столицы

Работы Николая Рахманова (1932–2021) видели, пожалуй, практически все москвичи и многие гости столицы. Даже те, кто не интересуется фотографией. Сложно прожить жизнь, в течение которой вам ни разу не попадется на глаза большой глянцевый альбом с панорамой Москвы и надписью MOSCOW. Или MOSKAU. Или, например, «Моя столица». Возможны варианты: на обложке рубиновая кремлевская звезда и надпись «Московский Кремль». Или «Сокровища Алмазного фонда»…

Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии». Фото: Музей Москвы
Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».
Фото: Музей Москвы

Видели? Да конечно, видели. Это все он, Рахманов, у которого за полвека вышло 80 альбомов с цветными снимками столицы. В 2022 году вдова фотографа передала его архив Музею Москвы. Избранные негативы были отсканированы и почищены; около 200 отпечатков с этих сканов легли в основу экспозиции в I корпусе музея.

«Я люблю Москву и снимаю ее как портрет любимого человека», — признавался фотограф. Амплуа «парадного портретиста столицы», с одной стороны, почетно и престижно (в стране с развитым авторским правом Рахманов стал бы миллионером, учитывая тиражи изданий), с другой — у зрителя есть опасность передозировки видами Москвы, пусть даже каждый из них, взятый в отдельности, безупречен. Организаторы выставки сбалансировали «фирменные» видовые снимки с уличной и жанровой фотографией. Экспозиция удачно зонирована. Архитектор Никита Гойнов поместил цикл фотографий из Кремля в середину; стены этого зала покрашены в узнаваемый цвет кремлевских стен.

Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии». Фото: Музей Москвы
Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».
Фото: Музей Москвы

К этой сердцевине выставки укромным альковом (или цитаделью) примыкает зал с фотографиями экспонатов Алмазного фонда. На периферии, в затемненных пространствах — знаменитые снимки рубиновых звезд. Напечатанные на лайтбоксах, они просматриваются сквозь похожие на бойницы окошки в стенах. Благодаря этим окошкам из любой точки выставки видны фрагменты разных ее частей, парадный облик столицы перемешивается с будничным — как в жизни.

Рахманов трудился фотокорреспондентом 15 лет. «Фоторепортером я стал в Фотохронике ТАСС, фотожурналистом — в приложении „Известия. Неделя“, фотохудожником — в журнале „Радио и телевидение“», — вспоминал он. Журнал был полностью цветным, и, работая в нем во второй половине 1960-х, Рахманов перешел на форматную камеру и цветные слайды — сначала ORWO, а потом и Kodak.

Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии». Фото: Музей Москвы
Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».
Фото: Музей Москвы

Баланс между глянцевыми фасадами и жизнью улиц придает выставке живой ритм. Вот стройные колонны демонстрантов тянутся к Красной площади (снято откуда-то с невероятной высоты на любимый объектив фотографа Carl Zeiss Apo-Planar 800 mm f/10), а вот рядом — буквально с уровня пола — тетеньки в косынках наносят алой краской разметку по брусчатке той же Красной площади. Такая вот Москва — увиденная с разных ракурсов, застывшая в веках и пульсирующая жизнью. А еще цветная, красивая. Так может снять только влюбленный человек. 

Музей Москвы
«Николай Рахманов. Цвет московской фотографии»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+