18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство c берега Золотого Рога: прошла 18-я ярмарка Contemporary Istanbul

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фрагмент экспозиции. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фрагмент экспозиции.
Фото: Милена Орлова/TANR

Главная турецкая ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul показала 67 галерей из 22 стран, и в этот раз среди них 2 галереи из России. Проходит ярмарка в отреставрированных зданиях верфи на берегу знаменитой бухты

Первое, что оценили посетители ярмарки, прошедшей с 26 сентября по 1 октября, — это невероятный размах стройки, развернувшейся в районе Терcане, на бывшей верфи оттоманской эпохи на берегу бухты Золотой Рог. Еще несколько лет назад даже стамбульские таксисты не знали дорогу в эту гигантскую промзону, а сейчас там появляется все больше мест притяжения. И одно из главных — это отреставрированные здания верфи, где с 2021 года проходит ярмарка, своей живописностью напоминающие о знаменитом Арсенале в Венеции. Теперь сюда можно добраться и на рейсовом кораблике, что основатель ярмарки Contemporary Istanbul Али Гюрели считает большим достижением. Как и поддержку турецких галерей со стороны правительства, помогающего им, в частности, участвовать в международных ярмарках.

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Вид на бухту Золотой Рог. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Вид на бухту Золотой Рог.
Фото: Милена Орлова/TANR

Впрочем, и сама Contemporary Istanbul за 18 лет существования добилась высокого интернационального статуса: из 67 галерей, приехавших на ярмарку в этом году, 34 — зарубежные. В числе 22 представленных стран —Великобритания, Германия, Испания, Франция; 6 стран участвуют впервые, включая, например, Чехию и Колумбию. Вообще, география ярмарки весьма пестрая. Тут можно найти галереи из Тбилиси и Тегерана, Алма-Аты и Мехико, Сеула и Йоханнесбурга. А стамбульская Gallery 77 представила подборку современного армянского искусства, в которой привлекает внимание добротная реалистическая живопись Давида Мартиросяна (портреты современников в урбанистических пейзажах) и Гургена Бабаяна (многофигурные композиции с символическим подтекстом).

«Голубые фишки», то есть знаменитые рыночные имена, на ярмарке искать особо не стоит, хотя нет-нет да и мелькнет на стендах то принт Жауме Пленсы, то ярчайшая геометрия Питера Хелли, то рубленая деревянная скульптура Стефана Балкенхола (два последних — у барселонской Senda).

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR

Но, конечно, основной акцент сделан на турецкую арт-сцену, и ярмарка дает возможность оценить ее разнообразие. Кто-то работает с местным колоритом и достопримечательностями. Так, на стенде The Pill можно было обняться с головой Медузы: молодая художница Ирем Гюнайдын воспроизвела в натуральную величину знаменитый фрагмент подземной цистерны Еребатан, где две колонны опираются на скульптурное изображение голов, — но не из мрамора, а из склепанных листов пластика (в начале ярмарки скульптура уже была продана, цену не называли). Художник Аргун Окумушоглу воспел в своей инсталляции уличные стамбульские тележки с едой и обаяние находок с блошиных рынков в той же эстетике, в которой сделан знаменитый «Музей невинности» Орхана Памука (отдельные объекты-коробочки можно было купить за $3–5 тыс. в Siyah Beyaz Art Gallery). Вообще, что касается цен, то большинство работ предлагалось в диапазоне от €5 тыс. до €50 тыс.

Фрагмент инсталляции Аргуна Окумушоглу. Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент инсталляции Аргуна Окумушоглу.
Фото: Милена Орлова/TANR

Стамбульская Sanatorium привлекла внимание концептуальным высказыванием о трудностях перевода художника Сергена Шехитоглу: на стене написано одно турецкое слово, а рядом — его перевод на английский, для которого понадобилось целых 12 слов.

Многие же работы не нуждаются в переводе. Например, металлический рельеф с двумя фигурами космонавтов в скафандрах (взрослый и ребенок), выбрасывающих белый флаг, — так художник Фрэнк Плант видит «Беженцев будущего» (галерея Soda). Или скульптура в духе Джеффа Кунса, изображающая черно-белый сдувшийся спасательный круг, турецкого художника Мехмета Али Уйсала на стенде Pi Artworks. Он известен своими паблик-арт-проектами. Его же софа с торчащими из матраса железными прутьями — арматурой участвовала в проходившей в третий раз уличной выставке «Двор» (The Yard) на площади перед ярмаркой, для которой куратор Марк-Оливье Уолер отобрал девять скульптур и инсталляций разных художников: огромный череп со змеиным языком, деревянную башню, качели и прочие остроумные конструкции.

Фрэнк Плант. «Беженцы будущего». Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор». Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор». Фото: Милена Орлова/TANR
Фрэнк Плант. «Беженцы будущего».
Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор».
Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор».
Фото: Милена Орлова/TANR

Новшеством ярмарки стал «Фотофокус», призванный привлечь внимание к роли фотографии в современном искусстве, который курировала Симоне Кляйн, бывший эксперт Sotheby’s и советник ярмарки Photo London. Выбранные ею 44 работы 22 авторов из 8 стран нужно было искать на стендах, отмеченных голубым флажком.

Среди партнерских проектов выделялся эффектный стенд Akbank Sanat (банк имеет свое некоммерческое выставочное пространство и поддерживает грантами местных художников).

На ярмарку приехали и российские галереи. Десять лет назад, в 2013 году, их было целых семь (это был специальный фокус на русском искусстве), в прошлом году — ни одной, в этот раз их две, и обе из Москвы. Это новая Sistema Gallery, представившая нескольких молодых художников, среди работ которых выделялись эффектные сюрреалистические объекты из массива дуба Славы Нестерова, напоминающие барочные рамы со встроенными в них винтажными фото и снабженные пространными поэтическими названиями. И галерея Omelchenko Gallery с инсталляцией художницы Кати Дорониной (@mojjoker), которая, по ее собственным словам, «пришла из мира дизайна». В инсталляции по мотивам «Гамлета» два стола, похожие на бильярдные, с керамическими плашками-вставками и несколько картин-схем, расписывающих, от чего и как умерли герои шекспировской пьесы. Самый дорогой из столов оценивается в €18 тыс.

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR

Московскому критику хорошо знакома и галерея Lazy Mike Gallery, которую держит Михаил Овчаренко, сын известного аукциониста. Однако теперь галерея базируется в Риге. Весь ее стенд был отдан работам художника Ивана Серого.

Русский след можно было обнаружить и в других местах. Так, в разделе дигитального искусства дебютировала галерея TAEX, патронируемая Инной Баженовой, коллекционером и экс-издателем нашей газеты, с NFT Альпера Деринбогаза.

Кстати, о газете. На ярмарке отпраздновали выход первого бумажного номера The Art Newspaper Türkiye, издателем которой выступил Али Гюрели, нацеленный на международную интеграцию. И это был не единственный праздник. Для гостей ярмарки, коллекционеров и арт-профессионалов, среди которых можно было встретить немало наших соотечественников, была организована обширная культурная программа. Ее несомненным гвоздем стало открытие после 13-летней реставрации старинного хаммама Зейрек-Чинили.

Выставка «Лечащие руины» в хаммаме. Фото: Милена Орлова/TANR
Выставка «Лечащие руины» в хаммаме.
Фото: Милена Орлова/TANR

Хаммам, расположенный в районе Зейрек, включенный в список ЮНЕСКО, был построен знаменитым архитектором Мимаром Синаном в 1530-х годах. Это первое общественное сооружение в Стамбуле, обильно украшенное изразцами (10 тыс. плиток с 37 орнаментами), которые прежде использовались в основном в султанских дворцах. К сожалению, старинная облицовка практически не сохранилась, и при реставрации решено было изразцы не восстанавливать, но все остальные детали тщательно воссозданы. Найденные при реставрации предметы старины показывают в созданном при хаммаме музее, рассказывающем об устройстве бань и ритуале омовения. Реставрация была осуществлена на средства компании Marmara Group. Хаммам открылся выставкой современного искусства «Лечащие руины» — скульптуры и инсталляции 22 художников расположены в разных отделениях бань. Однако в дальнейшем хаммам планируется использовать по прямому назначению, а выставки будут показывать в обнаруженной при реставрации подземной византийской цистерне.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+