18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Современное искусство c берега Золотого Рога: прошла 18-я ярмарка Contemporary Istanbul

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фрагмент экспозиции. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фрагмент экспозиции.
Фото: Милена Орлова/TANR

Главная турецкая ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul показала 67 галерей из 22 стран, и в этот раз среди них 2 галереи из России. Проходит ярмарка в отреставрированных зданиях верфи на берегу знаменитой бухты

Первое, что оценили посетители ярмарки, прошедшей с 26 сентября по 1 октября, — это невероятный размах стройки, развернувшейся в районе Терcане, на бывшей верфи оттоманской эпохи на берегу бухты Золотой Рог. Еще несколько лет назад даже стамбульские таксисты не знали дорогу в эту гигантскую промзону, а сейчас там появляется все больше мест притяжения. И одно из главных — это отреставрированные здания верфи, где с 2021 года проходит ярмарка, своей живописностью напоминающие о знаменитом Арсенале в Венеции. Теперь сюда можно добраться и на рейсовом кораблике, что основатель ярмарки Contemporary Istanbul Али Гюрели считает большим достижением. Как и поддержку турецких галерей со стороны правительства, помогающего им, в частности, участвовать в международных ярмарках.

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Вид на бухту Золотой Рог. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Вид на бухту Золотой Рог.
Фото: Милена Орлова/TANR

Впрочем, и сама Contemporary Istanbul за 18 лет существования добилась высокого интернационального статуса: из 67 галерей, приехавших на ярмарку в этом году, 34 — зарубежные. В числе 22 представленных стран —Великобритания, Германия, Испания, Франция; 6 стран участвуют впервые, включая, например, Чехию и Колумбию. Вообще, география ярмарки весьма пестрая. Тут можно найти галереи из Тбилиси и Тегерана, Алма-Аты и Мехико, Сеула и Йоханнесбурга. А стамбульская Gallery 77 представила подборку современного армянского искусства, в которой привлекает внимание добротная реалистическая живопись Давида Мартиросяна (портреты современников в урбанистических пейзажах) и Гургена Бабаяна (многофигурные композиции с символическим подтекстом).

«Голубые фишки», то есть знаменитые рыночные имена, на ярмарке искать особо не стоит, хотя нет-нет да и мелькнет на стендах то принт Жауме Пленсы, то ярчайшая геометрия Питера Хелли, то рубленая деревянная скульптура Стефана Балкенхола (два последних — у барселонской Senda).

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR

Но, конечно, основной акцент сделан на турецкую арт-сцену, и ярмарка дает возможность оценить ее разнообразие. Кто-то работает с местным колоритом и достопримечательностями. Так, на стенде The Pill можно было обняться с головой Медузы: молодая художница Ирем Гюнайдын воспроизвела в натуральную величину знаменитый фрагмент подземной цистерны Еребатан, где две колонны опираются на скульптурное изображение голов, — но не из мрамора, а из склепанных листов пластика (в начале ярмарки скульптура уже была продана, цену не называли). Художник Аргун Окумушоглу воспел в своей инсталляции уличные стамбульские тележки с едой и обаяние находок с блошиных рынков в той же эстетике, в которой сделан знаменитый «Музей невинности» Орхана Памука (отдельные объекты-коробочки можно было купить за $3–5 тыс. в Siyah Beyaz Art Gallery). Вообще, что касается цен, то большинство работ предлагалось в диапазоне от €5 тыс. до €50 тыс.

Фрагмент инсталляции Аргуна Окумушоглу. Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент инсталляции Аргуна Окумушоглу.
Фото: Милена Орлова/TANR

Стамбульская Sanatorium привлекла внимание концептуальным высказыванием о трудностях перевода художника Сергена Шехитоглу: на стене написано одно турецкое слово, а рядом — его перевод на английский, для которого понадобилось целых 12 слов.

Многие же работы не нуждаются в переводе. Например, металлический рельеф с двумя фигурами космонавтов в скафандрах (взрослый и ребенок), выбрасывающих белый флаг, — так художник Фрэнк Плант видит «Беженцев будущего» (галерея Soda). Или скульптура в духе Джеффа Кунса, изображающая черно-белый сдувшийся спасательный круг, турецкого художника Мехмета Али Уйсала на стенде Pi Artworks. Он известен своими паблик-арт-проектами. Его же софа с торчащими из матраса железными прутьями — арматурой участвовала в проходившей в третий раз уличной выставке «Двор» (The Yard) на площади перед ярмаркой, для которой куратор Марк-Оливье Уолер отобрал девять скульптур и инсталляций разных художников: огромный череп со змеиным языком, деревянную башню, качели и прочие остроумные конструкции.

Фрэнк Плант. «Беженцы будущего». Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор». Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор». Фото: Милена Орлова/TANR
Фрэнк Плант. «Беженцы будущего».
Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор».
Фото: Милена Орлова/TANR
Фрагмент выставки «Двор».
Фото: Милена Орлова/TANR

Новшеством ярмарки стал «Фотофокус», призванный привлечь внимание к роли фотографии в современном искусстве, который курировала Симоне Кляйн, бывший эксперт Sotheby’s и советник ярмарки Photo London. Выбранные ею 44 работы 22 авторов из 8 стран нужно было искать на стендах, отмеченных голубым флажком.

Среди партнерских проектов выделялся эффектный стенд Akbank Sanat (банк имеет свое некоммерческое выставочное пространство и поддерживает грантами местных художников).

На ярмарку приехали и российские галереи. Десять лет назад, в 2013 году, их было целых семь (это был специальный фокус на русском искусстве), в прошлом году — ни одной, в этот раз их две, и обе из Москвы. Это новая Sistema Gallery, представившая нескольких молодых художников, среди работ которых выделялись эффектные сюрреалистические объекты из массива дуба Славы Нестерова, напоминающие барочные рамы со встроенными в них винтажными фото и снабженные пространными поэтическими названиями. И галерея Omelchenko Gallery с инсталляцией художницы Кати Дорониной (@mojjoker), которая, по ее собственным словам, «пришла из мира дизайна». В инсталляции по мотивам «Гамлета» два стола, похожие на бильярдные, с керамическими плашками-вставками и несколько картин-схем, расписывающих, от чего и как умерли герои шекспировской пьесы. Самый дорогой из столов оценивается в €18 тыс.

18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul. Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR
18-я ярмарка Contemporary Istanbul.
Фото: Милена Орлова/TANR

Московскому критику хорошо знакома и галерея Lazy Mike Gallery, которую держит Михаил Овчаренко, сын известного аукциониста. Однако теперь галерея базируется в Риге. Весь ее стенд был отдан работам художника Ивана Серого.

Русский след можно было обнаружить и в других местах. Так, в разделе дигитального искусства дебютировала галерея TAEX, патронируемая Инной Баженовой, коллекционером и экс-издателем нашей газеты, с NFT Альпера Деринбогаза.

Кстати, о газете. На ярмарке отпраздновали выход первого бумажного номера The Art Newspaper Türkiye, издателем которой выступил Али Гюрели, нацеленный на международную интеграцию. И это был не единственный праздник. Для гостей ярмарки, коллекционеров и арт-профессионалов, среди которых можно было встретить немало наших соотечественников, была организована обширная культурная программа. Ее несомненным гвоздем стало открытие после 13-летней реставрации старинного хаммама Зейрек-Чинили.

Выставка «Лечащие руины» в хаммаме. Фото: Милена Орлова/TANR
Выставка «Лечащие руины» в хаммаме.
Фото: Милена Орлова/TANR

Хаммам, расположенный в районе Зейрек, включенный в список ЮНЕСКО, был построен знаменитым архитектором Мимаром Синаном в 1530-х годах. Это первое общественное сооружение в Стамбуле, обильно украшенное изразцами (10 тыс. плиток с 37 орнаментами), которые прежде использовались в основном в султанских дворцах. К сожалению, старинная облицовка практически не сохранилась, и при реставрации решено было изразцы не восстанавливать, но все остальные детали тщательно воссозданы. Найденные при реставрации предметы старины показывают в созданном при хаммаме музее, рассказывающем об устройстве бань и ритуале омовения. Реставрация была осуществлена на средства компании Marmara Group. Хаммам открылся выставкой современного искусства «Лечащие руины» — скульптуры и инсталляции 22 художников расположены в разных отделениях бань. Однако в дальнейшем хаммам планируется использовать по прямому назначению, а выставки будут показывать в обнаруженной при реставрации подземной византийской цистерне.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+