18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Родословная отечественного дизайна — с именами и трендами

Будильник Б-8. 2-ой Московский часовой завод. 1940-1950-е. Фото: Московский музей дизайна
Будильник Б-8. 2-ой Московский часовой завод. 1940-1950-е.
Фото: Московский музей дизайна
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Каталог выставки «История российского дизайна. Избранное»: больше, чем каталог, но меньше, чем выставка. Издание Московского музея дизайна содержит не только информацию об экспонатах, но и анализ 100-летней истории вопроса

Московский музей дизайна выпустил книгу «История российского дизайна. Избранное». То же название носит выставка, которая открылась в залах этого музея в Новой Третьяковке в 2022 году и, время от времени обновляясь, работает до сих пор. Большинство предметов, опубликованных в книге, — экспонаты выставки. Но это не каталог, а, скорее, богато иллюстрированный очерк истории отечественного дизайна, отдельные главы которого написали шесть авторов: директор музея Александра Санькова, его ведущий научный сотрудник Ольга Дружинина, коллекционер и знаток дизайна Азат Романов, преподаватели Строгановской академии — Александр и Екатерина Лаврентьевы, Евгений Жердев.

«История российского дизайна. Избранное». М.: Московский музей дизайна. 2022. 272 с., ил.
«История российского дизайна. Избранное». М.: Московский музей дизайна. 2022. 272 с., ил.

Московский музей дизайна существует с 2012 года. За это время он организовал более 20 выставок, причем многие из них были передвижные. Показывали их на разных площадках, от Музея Циммерли в США до Омска и Выксы. Музей хорошо известен профессиональному сообществу во многих странах. Он издал несколько книг на русском и английском языках. При этом он — частная организация, существующая без регулярной государственной поддержки. Раньше, в эпоху «капковской оттепели», у него была площадка в московском Манеже. Потом музей долго не имел собственного выставочного пространства и лишь относительно недавно получил в распоряжение половину антресольного этажа в Новой Третьяковке, где раньше находился ЦДХ.

По мере того как пополняется коллекция музея, отбор предметов, которые он показывает на своих выставках, становится все более строгим и осмысленным. На последней из них, той самой, на материале которой вышла книга, я видел редкости, от которых замирало сердце: мебель, спроектированную Юрием Соловьевым, легендарным директором Института технической эстетики, для собственной квартиры; графику Абрама Дамского — главного советского специалиста по светотехнике; дипломный проект Александра Лаврентьева, важного персонажа художественной сцены 1970–1980-х годов и одного из авторов этого издания; и превосходные работы нескольких молодых дизайнеров. Далеко не все экспонаты принадлежат музею — многие взяты на время из личных архивов дизайнеров или их потомков.

Кресло для отдыха. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Шатурский мебельный комбинат, 1970-е. Фото: Московский музей дизайна
Кресло для отдыха. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Шатурский мебельный комбинат, 1970-е.
Фото: Московский музей дизайна

О том, что музей показывает в Новой Третьяковке, можно составить представление по книге, но оно не будет полным. Не все, что показано на иллюстрациях, можно найти на выставке. Предметов, появившихся в обновленной экспозиции уже после того, как книга вышла в свет, в ней, естественно, тоже нет. В целом выставку и книгу музей рассматривает как два разных способа отчитаться об одном исследовании. Они связаны между собой не напрямую, а, так сказать, генетически.

Книга охватывает историю предметного и графического дизайна в России с начала XX века до наших дней. Тема обширная, и поэтому авторы добавили в заголовок осторожное уточнение «Избранное», как бы извиняясь перед читателями за то, что раскрывают тему фрагментарно. Опасение напрасное: более широкой панорамы истории отечественного дизайна сейчас не существует. Особенно подробно освещены последние несколько лет: раздел о современном дизайне занимает 70 страниц — треть объема книги. В ней нашлось место и для книг, и для плакатов, и для предметов интерьера, и для транспорта.

Авторы издания — ведущие современные историки дизайна, и написанные ими главы — качественные научно-популярные очерки. При этом они разные. Эссе Екатерины Лаврентьевой о графическом дизайне увлекательно читать, следя за полетом мысли автора, притом в нем достаточно и фактического материала. Главе Азата Романова недостает образности и свободы, которые я ценю в его текстах в социальных сетях. А когда читаешь отчет Александры Саньковой о современном состоянии российского дизайна, который идет «отличным от западного путем» и сохраняет «культурные коды», сложно не увидеть здесь связи с тем обстоятельством, что книга издана при поддержке нескольких государственных организаций.

Самовар электрический с чайником «Спутник» К. Собакин. 1975. Фото: Московский музей дизайна
Самовар электрический с чайником «Спутник» К. Собакин. 1975.
Фото: Московский музей дизайна

Мне известно, что информация, изложенная в текстах книги и подписях к ее иллюстрациям, получена в результате серьезных исследований: архивных изысканий, интервью с дизайнерами. Но в ней нет ни библиографии, ни ссылок, из-за чего достоверность собранных сведений невозможно оценить. Подписи не во всем следуют стандарту музейного этикетажа: в них не указаны материалы, из которых сделаны предметы, и их размеры. Можно сказать, что степень научности издания соответствует уровню учебного пособия, но не монографии.

При всем том, повторю, «История российского дизайна. Избранное» — самый богатый источник сведений о дизайне России последних 100 лет. Нигде больше не найти такого количества предметов, имен, дат. В книге подведен итог десятилетней собирательской и исследовательской работы музея. Это дорогого стоит. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+