18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

SOUND UP на Cosmoscow, выставки Limen Александра Гана и «Осколки и преломления» Лизы Фикус

Фестиваль новой музыки SOUND UP. Фото: SOUND UP
Фестиваль новой музыки SOUND UP.
Фото: SOUND UP

Европейский минимализм на русских народных инструментах зазвучит на Cosmoscow, природное начало и элементы клубной культуры соединятся на Чистых прудах, а иллюзорное пограничное пространство заняло галерею в Хамовниках

SOUND UP: Canto ostinato для оркестра русских народных инструментов

Фестиваль новой музыки SOUND UP. Фото: SOUND UP
Фестиваль новой музыки SOUND UP.
Фото: SOUND UP

Фестиваль новой музыки SOUND UP, мероприятия которого проходят вот уже восемь лет, откроет концертный сезон на ярмарке современного искусства Cosmoscow. Специально к этому событию кураторы подготовили премьеру в стиле фьюжен: впервые пьеса композитора Симеона тен Хольта Canto ostinato прозвучит в исполнении оркестра русских народных инструментов. Спецпроект SOUND UP приурочен к 100-летнему юбилею нидерландского минималиста.

«Он вошел в историю академической музыки как композитор, вернувший ностальгию по романтическому. Тихая революция аскета и провинциала родом из голландской деревни зрела не одно десятилетие: свой уникальный стиль тен Хольт нашел, когда ему было за 50. Обратившись к репетитивной технике, тен Хольт стал сочинять гигантские минималистичные полотна, в числе которых его опус магнум — Canto ostinato», — отмечают организаторы фестиваля.

Canto ostinato написана для клавишных инструментов, однако композитор не указывает конкретный исполнительский состав. Пьеса стала хитом среди пианистов и ударников по всему миру, но кураторы SOUND UP озвучили партитуру русскими народными инструментами. Автором новой версии стал московский композитор и пианист Игорь Яковенко, а исполнит ее Белгородский академический русский оркестр под управлением дирижера Евгения Алешникова.

«Canto ostinato Симеона тен Хольта — гениальное произведение. Как человеку с инженерным образованием, мне нравится, как сконструирована эта партитура. Музыкальные паттерны вступают во взаимодействие друг с другом, из бесконечного множества сочетаний рождаются самые разные эмоции. А как импровизатор, я ценю, что тен Хольт дает карт-бланш исполнителям. Автор позволяет импровизировать с динамикой, штрихами и количеством повторений. Однако из-за особенностей партитуры ее не так-то просто было переложить для оркестра русских народных инструментов. Хотелось сохранить непрерывность движения, чередование нагнетания и разрядки ожидания (ты будто ждешь, что сейчас что-то произойдет, тебя подводят к краю, а потом аккуратно отводят обратно). Кроме того, с этим инструментальным составом очень не хотелось уходить в скоморошничание, «Калинку-малинку». Мне было важно сохранить чистоту и прозрачность материала. И мне кажется, это получилось», — рассказывает Яковенко.

Кстати, билет на SOUND UP дает возможность посещения ярмарки Cosmoscow.

Экспоцентр, Краснопресненская набережная, 14
SOUND UP & Cosmoscow
30 сентября, 18:00


Limen

Выставка Алексея Гана Limen в 3L Gallery. Фото: 3L Gallery
Выставка Алексея Гана Limen в 3L Gallery.
Фото: 3L Gallery

В 3L Gallery открылась персональная выставка петербургского художника Алексея Гана Limen, названная по серии работ, впервые представленных в Москве.

Алексей Ган работает с различными медиа: живопись, графика, скульптура-объект, инсталляция, видео, звук, фотография. Основная тема его творчества — человек и пространства, сложность их взаимодействия.

«Латинское слово limen означает границу, переход, но одновременно и дом, некое пространство перехода. Лиминальность — это физиологический, а также неврологический и метафизический термин, обозначающий пороговое, переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. Один из примеров такого состояния — обряд инициации, по завершении которого человек получает новый статус в обществе. Лиминальность также связана с изменением ценностей и норм, идентичности и самосознания», — рассказывают организаторы проекта.

Работы из серии Limen передают состояние иллюзорного пограничного пространства. Они выполнены в многослойной технике акрилом. Вытертости, царапины, разметка используются как полноценные изобразительные элементы, которые вносят в произведение искусства подлинность документа. «Я хотел найти и удержать в них двойственность этого времени: открытость и герметичность, пространственность и плоскость поверхности, структуру и размытость. Они одновременно спокойны и взрыты, уравновешенны и стремительно подвижны. Красивы и болезненны, как свежезаживающая рана в моменте инициации временем», — говорит об этой серии Алексей Ган.

На выставке, подготовленной совместно с Marina Gisich Gallery, представлено 13 работ из серии Limen, 14-ю же можно будет увидеть на стенде 3L Gallery в рамках 11-й ярмарки Cosmoscow с 29 сентября по 1 октября.

3L Gallery
Limen
До 15 декабря


«Осколки и преломление»

Лиза Фикус. «Рассол». 2020. Фото: Лиза Фикус
Лиза Фикус. «Рассол». 2020.
Фото: Лиза Фикус

Первый персональный проект Лизы Фикус «Осколки и преломление» открывается в баре и бистро «Ладо» на Чистых прудах. В экспозицию куратор Петр Иванов отобрал холсты, графику и работы с найденными объектами, которые дополнили элементы сценографии, отсылающие зрителя к клубной культуре.

«В проекте Лизы Фикус представлены работы, исследующие тему подсознания. Воображение художницы играет роль своеобразной призмы, через которую она пропускает лучи реальности. Преломляясь, они порождают причудливые образы, похожие на сны или туманные воспоминания. Столкновение преображенных осколков внешнего мира и проекции внутреннего мира художницы выплескиваются на поверхность в самых разных медиумах, неизменно завораживая зрителя», — отмечают организаторы выставки.

Художница работает в смешанной технике, используя в качестве основных материалов масло и пастель. Кроме того, она экспериментирует с различными строительными и природными материалами. Про свою технику Лиза Фикус рассказывает так: «За внешним всегда следует внутреннее. Так устроен мир. Вы видите поверхность воды, но не можете увидеть дна. Его можно почувствовать только ногами. Техникой послойного наложения разных видов краски, линогравюры и работы дрелью я снимаю внешние слои один за другим, пытаясь добраться до глубины этого озера».

«Во времена глобальных потрясений художница ищет ответы в состоянии транса и гармонии. Ее творческие поиски простираются от гор Гималаев, куда она уезжает за уединением, до шумных площадок андерграундных клубов, где Лиза выступает как диджей и перформер. Так же радикально, как ландшафты сменяются в жизни авторки, в экспозиции соседствуют природное начало и элементы клубной культуры. Словно осколки пережитых событий, преломленные в воспоминания», — так описывают экспозицию ее устроители.

Проект проходит в рамках параллельной программы Cosmoscow.

Бар и бистро «Ладо»
«Осколки и преломления»
С 30 сентября по 29 октября

По материалам пресс-релизов.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+