18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Другой Эрмитаж, самый первый, вновь обрел авантажный вид

Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф» после продолжительной реставрации открыт для посетителей павильон «Эрмитаж». Несмотря на небольшие размеры сооружения, оно в свое время, особенно при императоре Павле I, исполняло и дворцовые функции

Возвращение исторического цвета фасадам, гидроизоляция рва и подвалов, реставрация картин, решеток и балконов — огромный объем работы был выполнен за почти два с половиной года. Теперь посетители павильона «Эрмитаж» смогут в полной мере оценить, как здесь, в окружении самых дорогих гостей, проводили время члены императорской семьи.

Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Сейчас ров вокруг этого сооружения впервые за почти 200 лет снова заполнен водой; работает механический подъемный стол; на стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века.

Петр I лично руководил и постройкой павильона, отдавая распоряжения архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну. Главной особенностью здания стали подъемные механизмы на ручной тяге: мост через ров, обеденный стол, доставлявший блюда из кухни наверх, и кресло, в котором гостей поднимали на второй этаж. Здесь Денис Фонвизин в присутствии Екатерины II впервые прочитал комедию «Бригадир»; здесь очень любил обедать со своей большой семьей Павел I. Однажды прямо перед таким обедом трос оборвался и кресло, на котором поднимали императора, застряло в проеме. Панически боявшийся покушений на свою жизнь Павел велел убрать машину и построить лестницу. Остальные механические игрушки существовали вплоть до Великой Оте­чественной войны.

Сейчас ров вокруг павильона впервые за почти 200 лет снова заполнен водой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Сейчас ров вокруг павильона впервые за почти 200 лет снова заполнен водой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

После ее окончания павильон стал первым музеем Петергофа, открывшим двери для посетителей. Нынешняя реставрация — третья в его истории. А первой была послевоенная, тогда подъемный мост и заменили обычным. Лишь в 2007–2009 годах вновь заработал механический подъемный стол.

По словам Ивана Лебедева, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Петергоф», на сей раз самой сложной задачей оказалось полное восстановление гидроизоляции рва и подвалов павильона. «С первых лет постройки Эрмитаж страдал от сырости в подвалах, поэтому ров старались держать сухим, — рассказал архитектор нашему изданию. — Теперь нижняя часть рва облицована гранитными плитами, запечатанными свинцом, стилобат проработан гидроизоляционным раствором. Отремонтирован магистральный колодец водопроводящей трубы, и можно регулировать уровень подъема воды».

В ходе этих работ специалисты обнаружили остатки свай из лиственницы и часть исторического, клинкерного, кирпича. Находки сохранили, недостающие фрагменты стен рва выложили кирпичом, идентичным оригинальному (тот был изготовлен на заказ в Германии). Прежний кордонный камень, имевший фигурный профиль и проложенный когда-то по периметру наружных стен рва, полностью разрушился, так что он заменен новым — из доломита с острова Сааремаа. На зиму воду изо рва будут спускать.

На стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века. Фото: ГМЗ «Петергоф»
На стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

При расчистке фасадов реставраторы установили подлинный цвет окраски стен, и им вернули первоначальный колорит — густо-желтый с оттенком апельсина. Отреставрированы решетки на окнах и балконах. Они сохранились со времен Петра, их рисунок повторял рисунки декоративного оформления линейного корабля «Ингерманланд».

За два с половиной года отреставрирована большая часть картин из зала второго этажа. Проведена шпалерная развеска 124 полотен. Почти все они из довоенной коллекции, то есть петровского времени и позже, середины — второй половины XVIII века. В ходе реставрации удалось установить авторство одного из произведений: выяснилось, что «Стадо на пастбище» написал немецкий художник Иоганн Фридрих Вейч.

Все реставрационные работы проведены ООО «Профиль» под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+