18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Викторианские скамьи для отдыха рабочих в Великобритании получили новый статус

Скамьи для путешествующих пешком разнорабочих — яркий пример филантропии викторианской эпохи. Фото: Historic England Archive
Скамьи для путешествующих пешком разнорабочих — яркий пример филантропии викторианской эпохи.
Фото: Historic England Archive
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Каменные скамьи с надписью «Отдых путников», установленные во второй половине XIX века между Ливерпулем и Манчестером, чтобы на них могли посидеть утомленные дорогой ирландские разнорабочие, получили статус охраняемых объектов культурного наследия

Неприметные каменные плиты, стоящие на расстоянии приблизительно 3 км друг от друга по пути из Ливерпуля в Манчестер, внесли в список объектов культурно-исторического наследия II категории как трогательный пример филантропии Викторианской эпохи. Считалось, что они использовались как приступки для путешественников, ехавших верхом, но теперь выяснилось, что камни эти предназначались для путников куда более скромного достатка — ирландских разнорабочих, в XIX веке преодолевавших многие километры пешком в поисках работы на сельскохозяйственных угодьях.

Сиденья каменных скамей сделаны чуть выпуклыми, чтобы дождевая вода скатывалась на землю. Они достаточно длинные, чтобы уместиться на них вдвоем со спутником или уберечь свою поклажу от дорожной грязи, а более низкая ступенька сбоку могла служить сиденьем ребенку или опорой для ног кормящей грудью матери.

Скамьи вытесали из песчаника местные каменщики по собственному проекту Кендрика, который рассчитал пропорции так, чтобы взрослому человеку было удобно сидеть на них, наклонив корпус вперед и опираясь локтями на колени.Фото: Historic England Archive
Скамьи вытесали из песчаника местные каменщики по собственному проекту Кендрика, который рассчитал пропорции так, чтобы взрослому человеку было удобно сидеть на них, наклонив корпус вперед и опираясь локтями на колени.
Фото: Historic England Archive

Считается, что всего в 1860 году и позднее было установлено не менее 30 скамей, но сохранилось всего около дюжины, причем многие из них повреждены, переделаны или перенесены на другое место. Недавно по рекомендации фонда «Историческая Англия» двум скамьям, стоящим в пригородах Уоррингтона Ред-Бэнк и Стэг-Инн в графстве Чешир, правительство Великобритании присвоило статус охраняемых объектов, а в документацию еще четырех, уже находившихся в списке культурно-исторического наследия, внесли изменения, отражающие их подлинную историю и назначение. Одна из получивших охраняемый статус скамей стоит на островке безопасности на дороге, другая находится во дворике перед автозаправкой.

Своим появлением все они обязаны местному врачу по имени Джеймс Кендрик (1809–1882). Он не только подарил Уоррингтону две упомянутые каменные скамьи, но и нашел благотворителей, которые последовали его примеру. Кендрик вдобавок был археологом-любителем, а также покровителем музея и библиотеки Уоррингтона. Он загорелся идеей сделать что-нибудь для бедных путешественников, когда узнал, что другой филантроп, Чарльз Мелли, установил в Ливерпуле общественные питьевые фонтаны.

На скамейках Кендрика до сих пор видны полустертые надписи «Отдых путников», на других выбиты имена дарителей или цитаты из Библии, в том числе «Придите ко Мне» и даты — все около 1860 года. Фото: Historic England Archive
На скамейках Кендрика до сих пор видны полустертые надписи «Отдых путников», на других выбиты имена дарителей или цитаты из Библии, в том числе «Придите ко Мне» и даты — все около 1860 года.
Фото: Historic England Archive

Скамьи вытесали из песчаника местные каменщики по собственному проекту Кендрика, который рассчитал пропорции так, чтобы взрослому человеку было удобно сидеть на них, наклонив корпус вперед и опираясь локтями на колени. Он наверняка видел бессчетное количество ирландцев, идущих по дорогам в поисках заработка на уборке урожая и других сельскохозяйственных работах, когда сотни тысяч людей иммигрировали в Ливерпуль во время массового голода в Ирландии во второй половине 1840-х годов и последовавшего за ним изгнания крестьян с их полей за неуплату ренты и для расчистки пахотных земель под другие нужды. Но эти скамьи служили и другим бедным путешественникам в ту пору, когда многие перебивались временными заработками в качестве батраков и домашней прислуги.

На скамейках Кендрика до сих пор видны полустертые надписи «Отдых путников», на других выбиты имена дарителей или цитаты из Библии, в том числе «Придите ко Мне» (в оригинальном тексте далее следуют слова «все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Мф. 11:28) и даты — все около 1860 года.

По словам руководителя «Исторической Англии» Дункана Уилсона, очень ценно, что таким образом мы можем воскресить память о трудной жизни сезонных разнорабочих. Эти скамьи «служат иллюстрацией невероятного разнообразия нашего материального наследия и его способности проливать свет на разные аспекты жизни людей прошлого». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+