18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Выставка в AZ ART на Маросейке посвящена метафизике зрения

Сергей Братков. «Будущее Она». 2021. Фото: AZ ART
Сергей Братков. «Будущее Она». 2021.
Фото: AZ ART
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Создание и восприятие произведений визуального искусства по определению невозможно без работы глаз. Авторы выставленных в арт-пространстве AZ ART работ исследуют разные аспекты зрения, его влияние на образ мыслей и систему убеждений

В пространстве на Маросейке, которое Музей AZ открыл в начале 2023-го, запускается выставочный проект, рассчитанный на ближайшие полгода. Он будет состоять из трех выставок, объединенных общей темой «Системы мимикрии». Мимикрия в биологии обычно подразумевает подражательную окраску и сходство одних животных с другими и животных с неодушевленными предметами. В проекте она служит поэтической метафорой, раскрывающей поведенческие ритуалы, социальные практики, способы художественного мышления, возникающие в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды.

«„Системы мимикрии“ — очень интересная экспозиционная форма, — говорит Александр Дашевский, куратор проекта. — Это выставочный полиптих со сложной, неторопливо развивающейся метафорикой, внутренними рифмами, „пасхалками“, сквозными сюжетами и нелинейным хронологическим повествованием. Как в хорошем кино, по ходу действия меняется и жанр: научпоп оборачивается трагедией, триллер превращается в ситком, артхаус оказывается байопиком с героическими нотками. Опираясь на произведения из обширной коллекции Музея AZ, привлекая современных авторов, мы постараемся выстроить рассказ о жизненных стратегиях художественного сообщества, страхах и уловках современности, которая разглядывает свое отражение во фрагментах прошлого».

Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е. Фото: AZ ART
Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е.
Фото: AZ ART

Все «серии» цикла уже прописаны: зимняя «Живые скульптуры» строится вокруг взаимоотношений живого тела, скульптуры и зрителя, весенняя «Вне эксплуатации» посвящена мимикрии в социуме как способу не быть «съеденным». Ближайшая, первая серия проекта называется «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» и посвящена инструментам, которые художники придумывают в помощь зрению, средствам, которые придумывает общество, чтобы присматривать за художниками, и вещам, на которые лучше не смотреть.

Сергей Денисов. «Коллаж». Фото: AZ ART
Сергей Денисов. «Коллаж».
Фото: AZ ART

Экспозиция построена вокруг работы глаза, связи зрения и убеждений, приспособлений, помогающих включать разные режимы зрения, систем наблюдения и слежения, слепых зон, неразличимости, невидимости, невозможности разглядеть и отказа смотреть. Ее своеобразным символом можно считать набросок тушью Анатолия Зверева 1950-х годов, на котором сам художник щурится на зрителя через монокль. Метко раскрывает сразу несколько тем (от «бревна в чужом глазу» до «на заборе написано») работа Владимира Козина «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Коллаж Сергея Денисова обращается к физиологии человеческого глаза. А работа Сергея Браткова абсолютно романтична и даже метафизична: «Будущее. Она» — это два пятна бензина на мокром асфальте. Кроме того, в выставке участвуют произведения Франциско Инфанте, Ани Мирошниченко, Тани Рауш, Андрея Рудьева, Bailun и других.

Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Фото: AZ ART
Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз».
Фото: AZ ART

«У мимикрии есть еще одна важная функция, — отмечает Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и AZ ART. — Она облегчает социальное взаимодействие и активирует формирование дружелюбия и других теплых чувств. Каждая из трех выставок, составляющих цикл „Системы мимикрии“, будет исследовать тот или иной вид мимикрии, используя язык современного искусства. К каким выводам мы придем в финале — неизвестно, но в том, что это будет интересно и неожиданно, я не сомневаюсь».  

Арт-пространство AZ ART
«Глаз видящий, невидящий, всевидящий»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
2
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
3
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
4
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
5
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
6
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
7
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+