18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка в AZ ART на Маросейке посвящена метафизике зрения

Сергей Братков. «Будущее Она». 2021. Фото: AZ ART
Сергей Братков. «Будущее Она». 2021.
Фото: AZ ART
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Создание и восприятие произведений визуального искусства по определению невозможно без работы глаз. Авторы выставленных в арт-пространстве AZ ART работ исследуют разные аспекты зрения, его влияние на образ мыслей и систему убеждений

В пространстве на Маросейке, которое Музей AZ открыл в начале 2023-го, запускается выставочный проект, рассчитанный на ближайшие полгода. Он будет состоять из трех выставок, объединенных общей темой «Системы мимикрии». Мимикрия в биологии обычно подразумевает подражательную окраску и сходство одних животных с другими и животных с неодушевленными предметами. В проекте она служит поэтической метафорой, раскрывающей поведенческие ритуалы, социальные практики, способы художественного мышления, возникающие в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды.

«„Системы мимикрии“ — очень интересная экспозиционная форма, — говорит Александр Дашевский, куратор проекта. — Это выставочный полиптих со сложной, неторопливо развивающейся метафорикой, внутренними рифмами, „пасхалками“, сквозными сюжетами и нелинейным хронологическим повествованием. Как в хорошем кино, по ходу действия меняется и жанр: научпоп оборачивается трагедией, триллер превращается в ситком, артхаус оказывается байопиком с героическими нотками. Опираясь на произведения из обширной коллекции Музея AZ, привлекая современных авторов, мы постараемся выстроить рассказ о жизненных стратегиях художественного сообщества, страхах и уловках современности, которая разглядывает свое отражение во фрагментах прошлого».

Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е. Фото: AZ ART
Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е.
Фото: AZ ART

Все «серии» цикла уже прописаны: зимняя «Живые скульптуры» строится вокруг взаимоотношений живого тела, скульптуры и зрителя, весенняя «Вне эксплуатации» посвящена мимикрии в социуме как способу не быть «съеденным». Ближайшая, первая серия проекта называется «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» и посвящена инструментам, которые художники придумывают в помощь зрению, средствам, которые придумывает общество, чтобы присматривать за художниками, и вещам, на которые лучше не смотреть.

Сергей Денисов. «Коллаж». Фото: AZ ART
Сергей Денисов. «Коллаж».
Фото: AZ ART

Экспозиция построена вокруг работы глаза, связи зрения и убеждений, приспособлений, помогающих включать разные режимы зрения, систем наблюдения и слежения, слепых зон, неразличимости, невидимости, невозможности разглядеть и отказа смотреть. Ее своеобразным символом можно считать набросок тушью Анатолия Зверева 1950-х годов, на котором сам художник щурится на зрителя через монокль. Метко раскрывает сразу несколько тем (от «бревна в чужом глазу» до «на заборе написано») работа Владимира Козина «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Коллаж Сергея Денисова обращается к физиологии человеческого глаза. А работа Сергея Браткова абсолютно романтична и даже метафизична: «Будущее. Она» — это два пятна бензина на мокром асфальте. Кроме того, в выставке участвуют произведения Франциско Инфанте, Ани Мирошниченко, Тани Рауш, Андрея Рудьева, Bailun и других.

Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Фото: AZ ART
Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз».
Фото: AZ ART

«У мимикрии есть еще одна важная функция, — отмечает Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и AZ ART. — Она облегчает социальное взаимодействие и активирует формирование дружелюбия и других теплых чувств. Каждая из трех выставок, составляющих цикл „Системы мимикрии“, будет исследовать тот или иной вид мимикрии, используя язык современного искусства. К каким выводам мы придем в финале — неизвестно, но в том, что это будет интересно и неожиданно, я не сомневаюсь».  

Арт-пространство AZ ART
«Глаз видящий, невидящий, всевидящий»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+