18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мечты о старой доброй Англии: вымышленные истории острова Авалон

Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894. Фото: Wikimedia commons
Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894.
Фото: Wikimedia commons
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Из-под пера Сьюзан Оуэнс вышло увлекательное исследование исторических легенд о прошлом Англии — с VIII века до наших дней. Король Артур и его рыцари не единственные персонажи, которых автор книги взялась рассмотреть попристальнее и покритичнее

В 1809 году поэт и художник Уильям Блейк написал в каталоге своей персональной выставки: «Расскажи мне Деяния, о историк, и оставь за мной право рассуждать о них, как мне заблагорассудится, без твоих умозаключений и вздора». Истории, положенные в основу книги Сьюзан Оуэнс «Воображаемое прошлое Англии», содержат мало деяний, поддающихся верификации, но много рассуждений и вздора.

Предыдущие публикации Оуэнс, экс-куратора коллекции живописи в лондонском Музее Виктории и Альберта, включали культурную историю призраков. На этот раз она отслеживает наполовину или полностью выдуманные истории, которыми увлекались люди в попытках сбежать от ужасающих реалий своего времени.

Susan Owens. «Imagining England’s Past: Inspiration, Enchantment, Obsession». Thames & Hudson. 320 с.: 96 ил. £25. На английском языке
Susan Owens. «Imagining England’s Past: Inspiration, Enchantment, Obsession». Thames & Hudson. 320 с.: 96 ил. £25. На английском языке

У тоски по старой доброй Англии давние корни. Викторианские архитекторы строили загородные виллы, напоминающие средневековые монастыри, — правда, не забывая о газе, электричестве и комфортных ванных комнатах. На протяжении десятилетий до и после Первой мировой войны возрождался интерес к тому, что считалось золотыми днями быстро исчезавшей сельской Англии. Эта тяга к потерянной Аркадии возникла еще в конце XVIII века из-за растущей механизации и урбанизации. Фермер Уильям Коббетт отразил реальность сельской нищеты и бедности в своей книге «Сельские поездки» начала XIX века. И все же, как пишет Оуэнс, он решил приобрести длинный дубовый кухонный стол, чтобы спасти его от покупки «каким-то биржевым спекулянтом», и использовать в качестве моста через «искусственный ручей в своем саду».

Король Артур Утер Пендрагон то появляется, то исчезает из повествования Оуэнс: легенды о нем занимали умы средневековых королей и одурманенных опиумом художников и поэтов XIX века. Автор книги скрупулезно развенчивает мифы и отслеживает нарастание снежного кома в сказках, которые превратили Артура из военачальника «темных веков» в благородного короля, постепенно приплетая всю команду Камелота: волшебников и волшебниц, сияющих рыцарей и блистательных дам, которые, по словам Гальфрида Монмутского, писавшего в XII веке, «пренебрегали любовью всякого, кто не проявил себя трижды в бою».

Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894. Фото: Wikimedia commons
Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894.
Фото: Wikimedia commons

Возможно, самым прекрасным переплетением этих сказок стала написанная в XV веке «Смерть Артура» Томаса Мэлори, любимая многими поколениями писателей. Впрочем, отмечает Оуэнс, у Мэлори были веские причины для ностальгии по старым временам, поскольку большую часть книги он написал, находясь в заключении за целый ряд проступков, включая изнасилование, убийство и/или государственную измену.

И все же Оуэнс не может полностью пренебречь Артуром. Когда в 1191 году монахам Гластонбери понадобился пятизвездочный аттракцион для паломничества, они очень своевременно нашли большой гроб, выдолбленный из ствола дуба, со скелетами мужчины и женщины внутри. Для пущей убедительности на нем красовалась надпись, начертанная кривоватым «древним» шрифтом: «Здесь похоронен прославленный король Артур на острове Авалон», что, очевидно, позволяло атрибутировать второй скелет как Гвиневру. Пришли толпы.

Нет сомнений: возмутительная выдумка. Однако Оуэнс задается вопросом: была ли эта ложь на самом деле отточена и выверена? Могли ли монахи XII века «похоронить» Артура в выдолбленном стволе дерева, а не в благородном каменном склепе? Знали ли они, что использовали для надписи архаичный построманский шрифт? «Как и в случае с другими аспектами жизни и смерти Артура, затянувшееся ощущение сверхъестественного невозможно полностью развеять», — отмечает Оуэнс. И добавляет: «Неважно, что Артур, возможно, никогда и не жил, но он определенно не подает признаков смерти».  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+