18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ретроспектива в Чикаго открывает новые грани творчества Ремедиос Варо

Ремедиос Варо. «Телец». 1962. Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid
Ремедиос Варо. «Телец». 1962.
Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Испано-мексиканская сюрреалистка, по ее собственному признанию, писала все, что приходило ей в голову. Сегодняшние исследователи творчества Ремедиос Варо признают, что художница умела «заколдовывать материю»

С юных лет Ремедиос Варо (1908–1963) была страстной поклонницей научной фантастики, в том числе таких авторов, как Жюль Верн, Артур Кларк и Рэй Брэдбери. Вот и ее произведения напоминают сцены из фантастических романов, где герои из миров стимпанка проводят алхимические опыты и обмениваются сообщениями с космосом. На выставке в Чикагском институте искусств эти необычные работы представлены под общим названием «Научные фантастики». Как объясняется в пресс-релизе, это словосочетание «отсылает к возможностям, которые Варо соединяла в своем творчестве, стремясь изобразить скрытые связи и невидимые истины».

Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо-и-Уранга родилась в Каталонии и с ранних лет проявляла интерес к широкому кругу наук. Отец, инженер-гидравлик, помог ей освоить азы математики, технического рисунка и линейной перспективы. Книги фантастов стали для Варо отдушиной в годы учебы в монастырской школе, где она получала строгое католическое воспитание. Еще до поступления в престижную мадридскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо — где Ремедиос Варо была одной из немногих студенток женского пола — она регулярно посещала отдел старых мастеров в Музее Прадо, где подолгу рассматривала картины Иеронима Босха и Франсиско Гойи.

Ремедиос Варо. «Сотворение птиц». 1957. Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid
Ремедиос Варо. «Сотворение птиц». 1957.
Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid

С сюрреализмом Варо впервые познакомилась в 1920-е годы, студенткой, а десятилетие спустя начала выставляться в составе близкого к сюрреализму художественного объединения Grupo Logicofobista («Группа логикофобов») в Барселоне. К 1937 году она была вхожа в узкий круг сюрреалистов в Париже, хотя позднее вспоминала, что занимала там положение «застенчивой и скромной слушательницы… внимавшей с открытым ртом этой группе ярких и талантливых людей». После начала Второй мировой войны Ремедиос Варо бежала из Франции в Мексику, где вместе с сюрреалисткой Леонорой Каррингтон и фотохудожницей Кати Хорна образовала сплоченное сообщество европейских изгнанников. Они получили прозвище «три ведьмы».

Именно в Мехико в 1952 году Варо полностью посвятила себя искусству, бросив работу в области технической иллюстрации и рекламы. В тот период она говорила: «Сейчас я не отношусь ни к каким группам; я пишу, что приходит мне в голову, и все».

Экспозиция в Чикагском институте искусств, организованная совместно с Музеем современного искусства Мехико, объединила почти 30 работ, созданных в период краткого расцвета карьеры Ремедиос Варо, которую прервала ее преждевременная смерть в 1963 году.

Ремедиос Варо. «Гармония». 1956. Фото: Collection Eduardo F. Costantini/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid.
Ремедиос Варо. «Гармония». 1956.
Фото: Collection Eduardo F. Costantini/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid.

Кейтлин Хаскел, куратор из Чикагского института искусств, и независимый куратор Тере Арк пишут в каталоге, что Варо «научилась использовать способность искусства вновь заколдовывать материю», создавая в картинах космические поверхности с богатой текстурой.

В статье каталога, посвященной результатам исследования картин во время подготовительных реставрационных работ перед выставкой, анализируется изысканная и точная техника художницы, напоминающая произведения старых мастеров, которые она так любила в детстве. Варо использовала перламутровую инкрустацию — материал, играющий важную роль в шаманских ритуалах, и покрывала картины мелкозернистыми царапинами, нанесенными, вероятно, кристаллами кварца, которые она «заряжала» в лунном свете и хранила в мастерской как талисманы.

Образы Варо изобилуют мистическими мотивами. «Ее символы говорят о чуде и тайне, как и ее герои, в числе которых одинокие странники, таинственные музыканты и неординарные художники», — пишут кураторы. Идеи художницы были столь же многослойными, как и поверхность ее картин. В них смешивались такие разнообразные источники, как рыцарский роман, экология, эзотерика (включая Таро), феминистская критика, мистицизм и психология.

Кураторы полагают, что жаждущие знаний персонажи Варо представляют собой «аватары» ее собственного непрестанного стремления к духовной трансценденции за пределы видимого мира.  

Чикагский институт искусств
«Ремедиос Варо. Научные фантастики»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+