18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Деньги любят тишину — но на выставке «На вес золота» они рассказывают истории

Монета с профилем Александра Македонского. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Монета с профилем Александра Македонского.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Может ли уважающий себя человек позволить себе влюбиться, имея за душой всего £300? На этот и другие не менее животрепещущие вопросы ответят экспонаты выставки в Музее Международного нумизматического клуба

Выставки в Музее Международного нумизматического клуба неизменно подтверждают мысль его организаторов, что на примере монет можно рассказать абсолютно любую историю. Проект «На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи» рассказывает, сколько стоили различные продукты и услуги в древних государствах, каков был прожиточный минимум в разные эпохи, какие профессии считались самыми высокооплачиваемыми и на что их представители тратили свои сбережения. Чтобы наглядно продемонстрировать современному человеку стоимость денег других эпох, в музее опирались на исследования российского экономиста Якова Миркина, сравнившего древние и текущие «курсы валют».

В Древней Греции самой мелкой монетой была лепта. Две лепты — халк, шесть халков — обол, шесть оболов — драхма. Буханка пшеничного хлеба в Греции IV века до н.э. стоила 1 обол, это около 130–140 руб. Ремесленник получал примерно одну драхму в день, квалифицированный рабочий — две. Владелец золотой тетрадрахмы с профилем Александра Македонского мог купить пару обуви попроще (обычная цена 6–8 драхм) — или два кувшина вина и ходить босым (тоже вариант).

Эпоха Древнего Рима была отмечена сверхконцентрацией денег, даже в период республики, не говоря уже об императорском периоде. Проигравший на выборах консулов Луций Сергий Катилина в I веке до н.э. завистливо обвинял знать: «Они покупают картины, статуи, вазы, украшенные гравировкой, ломают еще новые дома и строят другие, наконец всеми средствами расточают и тратят свои деньги, и все-таки не могут победить необузданной расточительностью своего богатства».

На арабском Востоке, в Ираке и в Египте, был уди­вительный период, когда почти пять веков (с середины VIII до середины XIII столетия) цена пшеницы была почти неизменна: 1 центнер зерна стоил 2–3 г золота. Одним из самых стабильных и распространенных средств расчета был фатимидский динар, который чеканился из чистейшего золота и весил 4,1–4,2 г. В целом месячный рацион взрослого мужчины (хлеб, масло, бобовые и овощи, финики или виноград и чуточка мяса) обходился в полдинара.

Полкроны с профилем королевы виктории. великобритания. 1887. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Полкроны с профилем королевы виктории. великобритания. 1887.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Яркая примета Викторианской эпохи, известная нам по романам Чарльза Диккенса, рассказам Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе и приключенческим повестям Роберта Льюиса Стивенсона, — герой, который живет на годовой доход с капитала, небольшой, но позволяющий не заботиться о хлебе насущном. Для этого джентльмену, в меру легкомысленному, достаточно было £300 в год. «Может ли уважающий себя человек позволить себе влюбиться, имея за душой всего £400?» — тем не менее восклицает герой «Клуба само­убийц» Стивенсона. Ему отвечает строгий профиль королевы Виктории на полукроне 1887 года в витрине.

Россию и Британию рубежа XIX–XX веков роднит низкий уровень дохода рабочих. Известно, что ткачи иваново-вознесенской фабрики получали примерно 12–15 руб. в месяц, из них 6,5 руб. уходило на еду и 1 руб. — на жилье. Сравните с вашими текущими тратами.

Так что, хоть экономика и повседневная жизнь древних греков и римлян, англичан Викторианской эпохи, русских помещиков и крестьян и отличались, заботы и тревоги были всегда одни: откуда взять денег и на что их потратить?  

Музей Международного нумизматического клуба
«На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи»
До 30 декабря

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+