18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Украденного ван Гога вернули в музей в сумке IKEA

Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884). 11 сентября 2023 г. Фото: Arthur Brand, Amsterdam
Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884). 11 сентября 2023 г.
Фото: Arthur Brand, Amsterdam

Возвращению картины, которая была украдена в 2020 году из закрытого во время пандемии музея, содействовал арт-детектив

Андреас Блюм, директор Гронингенского музея, обедал в амстердамском кафе, когда раздался телефонный звонок. Это был арт-детектив Артур Бранд с, казалось бы, обыденным сообщением: «Вы можете прийти».

Пульс Блюма участился, так как далее последовала долгожданная новость о возвращении гронингенской картины Винсента ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884), которая временно экспонировалась в городе Ларен и 30 марта 2020 года была украдена из закрывшегося на карантин музея Сингер Ларен.

В апреле 2021 года нидерландская полиция арестовала Нильса М., позже приговоренного к восьми годам тюремного заключения за кражу ван Гога, а также картины Франса Халса. «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (около 1626) Халса были украдены из Музея хофье ван Мевроу ван Арден в Лердаме 26 августа 2020 года, через пять месяцев после исчезновения работы ван Гога.

Вор в музее Сингер Ларен, зафиксированный камерой видеонаблюдения. 30 марта 2020 г. Фото: Singer Laren
Вор в музее Сингер Ларен, зафиксированный камерой видеонаблюдения. 30 марта 2020 г.
Фото: Singer Laren

В начале сентября нынешнего года Артур Бранд, весьма успешный специалист по розыску произведений искусства, уже давно шедший по следу, пригласил Андреаса Блюма приехать в Амстердам. В условленный день директор музея сидел в кафе в ожидании звонка от детектива, у которого была назначена встреча с посредником, хранившим у себя украденное полотно. После его ухода Бранд, прежде чем сделать звонок, быстро осмотрел холст, чтобы убедиться в том, что это именно ван Гог. Через несколько минут пришел директор Гронингенского музея. Он взял картину в руки, перевернул ее, чтобы осмотреть оборотную сторону, и с облегчением выдохнул: «Да, вот и все».

Андреас Блюм, директор Гронингенского музея. Фото: Ewoud Rooks/Groninger Museum
Андреас Блюм, директор Гронингенского музея.
Фото: Ewoud Rooks/Groninger Museum

Блюм в 1993–2005 годах работал в Музее ван Гога, поэтому хорошо знает творчество художника, и характерные выставочные этикетки были на месте. В квартире Бранда лежала большая синяя сумка IKEA, в которой картину передали, а также подушка, которой неумело попытались защитить хрупкое произведение искусства.

Поиски арт-детектива были организованы совместно с отделом по борьбе с преступлениями в сфере искусства полиции Нидерландов. Предполагается, что полицейские находились в квартире Бранда и вокруг, когда посредник подошел к его порогу. Однако источник в полиции утверждает, что они его не опознали и не разговаривали с ним.

Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum
Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884.
Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum

Бранд рассказал The Art Newspaper, что, насколько ему известно, никакого вознаграждения выплачено не было. Он говорит, что «понятия не имеет», где был ван Гог; его задача заключалась в том, чтобы побудить посредника вернуть полотно. Вероятно, это было сделано по нескольким причинам: от хранения картины было мало толку, человек сожалел, что ее забрали из публичной коллекции, и он, вероятно, испытывал не самые добрые чувства по отношению к вору. Посредник спросил, куда следует доставить картину, на что Бранд ответил, что лучше всего принести ее к нему домой.

Подтвердив подлинность произведения, Блюм позвонил руководителю отдела реставрации Музея ван Гога и сказал, что скоро доставит холст для оценки его состояния. Осмотр показал, что на картине имеются трещины. Все можно поправить, хотя одну трещину по центру внизу (чуть ниже фигуры женщины) придется заретушировать, чтобы замаскировать повреждения. Но, учитывая все обстоятельства, работа сохранилась на удивление хорошо.

Винсент ван Гог.  «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фрагмент. Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum
Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фрагмент.
Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum

Картина была застрахована на €2,5 млн, которые страховая компания выплатила Гронингенскому музею в прошлом году. Таким образом, теперь она принадлежит страховщикам. Музей имеет право выкупить ван Гога за эту сумму, что он и сделает. Вероятно, это произойдет осенью, после того как будут улажены все формальности и согласованы договоренности об оплате. После реставрации «Пасторский сад в Нюэнене весной» снова будет выставлен на публичное обозрение. Украденный Халс до сих пор не найден.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+