18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Архитектура рубежа тысячелетий: полюбить, а не привыкнуть

Архитектор Норман Фостер спроектировал Сити-Холл, новое здание лондонской мэрии, в форме смещающегося шара (2003). Фото: Tadas Petrokas
Архитектор Норман Фостер спроектировал Сити-Холл, новое здание лондонской мэрии, в форме смещающегося шара (2003).
Фото: Tadas Petrokas
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Петербургский искусствовед Алексей Лепорк пристрастно и шутя рассказывает о новой мировой архитектуре и ее создателях. Автор не придавлен их авторитетом и судит о знаковых сооружениях с позиции любознательного, но и придирчивого ценителя

В начале книги «Соблазненная архитектура. Рубеж тысячелетий — от утопии к WOW» Алексей Лепорк пишет: «Архитектура — вещь увлекательная. Если ее полюбить, то пожизненный запас еще одних знаний (и удовольствий!) гарантированно обеспечен». Можно, конечно, добавить, что и горестей любящему архитектуру всегда хватает: случаются здания столь ужасные и так безнравственно построенные, что к ним никак не привыкнешь. Но книга Лепорка именно о любви, об удовольствии видеть прекрасные здания и понимать их.

По содержанию это обстоятельный и пристрастный рассказ о знаменитых современных архитекторах с описанием и разбором их работ, тоже знаменитых. Плюс к персоналиям есть еще обзоры по типам зданий: музеи, оперы, суды, аэро­порты. Но главное и весьма существенное отличие истории современной архитектуры Лепорка от других подобных трудов — манера изложения: разговорная, доверительная и пылкая.

Алексей Лепорк. «Соблазненная архитектура. Рубеж тысячелетий — от утопии к WOW». СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2023. 400 с., ил.
Алексей Лепорк. «Соблазненная архитектура. Рубеж тысячелетий — от утопии к WOW». СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2023. 400 с., ил.

Научный сотрудник Эрмитажа, университетский преподаватель, автор множества статей, Алексей Лепорк построил свою первую книгу как сборник бесед и лекций. И чтобы читатели-слушатели не заскучали, он развлекает их неожиданными сравнениями. То ему Центр Помпиду напоминает «элегантно стареющего Андрона Кончаловского», то волнообразная форма у зданий Ричарда Роджерса — «это почти колыхание легкой ткани Мэрилин Монро».

Роджерс — один из любимых героев автора книги, и естественно начать рассказ именно с него: Центр Помпиду открыл новую эру в архитектуре. (Кстати, Ренцо Пьяно, второму автору парижского музея, посвящена последняя глава этого труда.) Лепорк с любовью описывает работы Роджерса, восхищается его «Куполом тысячелетия», пересказывает задушевную беседу с архитектором, пишет о нем ласково («Но у Роджерса есть еще две любимые формы, в которых парадоксальным образом соединяются обаятельная детскость, открытость конструкции и красота»).

Норман Фостер — второй архитектурный гигант, появляющийся в книге. Здесь тоже среди восторженных описаний встречаются остроты: фаллическая форма небоскреба лондонской штаб-квартиры Swiss Re по прозвищу «Огурец» к ним склоняет. Но шокируют не они, а серьезное сравнение хайтековских башен с ар-деко: чувственный «изгиб бедра», «открытость груди». Изгиб бедра у «Огурца» виден, грудь не определяется.

Неподалеку от здания лондонской мэрии, тоже на берегу Темзы, высится жилой комплекс NEO Bankside (2012) Ричарда Роджерса. Фото: Harbour + Partners
Неподалеку от здания лондонской мэрии, тоже на берегу Темзы, высится жилой комплекс NEO Bankside (2012) Ричарда Роджерса.
Фото: Harbour + Partners

С уважением и восхищением Лепорк разбирает шедевры Жака Херцога и Пьера де Мерона (правда, замечает, что у них «нет чувства большой формы»), завлекательные ажурные мосты и аэропорты Сантьяго Калатравы, музеи и филармонию Жана Нувеля (чисто французская рациональность), единственный шедевр Даниеля Либескинда — Еврейский музей в Берлине, «взрывные» деконструкции презиравшей гравитацию Захи Хадид, постройки шоу-архитектора Фрэнка Гери (вот оно, WOW), медитативные объекты Тадао Андо и родственную с ними архитектуру скандинавскую — растворенную в пейзаже и молчаливую. Есть, правда, в книге и антигерой — Рем Колхас, полностью лишенный чувственности, абсолютный интеллектуальный пижон, просто архитектурный аноректик, к тому же на практике противоречащий своим теориям. Его рассудочные тексты и проекты Лепорк разбирает дотошно, как обвинитель на судебном процессе: гедонисту не понять невротика.

«Либескинду удалось совершить один из самых неожиданных прорывов — заставить человека физически пережить здание, включить мышцы, скелет, потерять себя и обрести», — так написано о берлинском Еврейском музее. Большинство описываемых творений Лепорк не только видел, но и прочувствовал. И вот эти очень личные свидетельства, тонкие наблюдения, глубокие пространственные переживания («Институт арабского мира становится без солнца незаметным блоком и тихо, почти незримо, ждет восхода») придают книге редкое для архитектурной критики обаяние.

Лепорк несколько раз сравнивает произведения архитектурные с живописными, однако современным архитекторам он подбирает пару только из живописцев прошлого: Хадид — Рембрандт и Пикассо, Нувель — Эдуард Мане, Перро — Мондриан. Сегодняшние художники, не считая Питера Гринуэя, в книге даже не упоминаются. Хотя в изобразительном искусстве, как и в архитектуре, были и постмодернизм, и хай-тек, и минимализм.

Среди героев книги нет российских архитекторов, подавляющее большинство проанализированных в ней зданий построено не на нашей земле. Это понятно: мы живем на периферии современной архитектуры, со своими редкими удачами и многочисленными провалами. Бывали и исключения — о проектах западных архитекторов, реализованных на российской территории, и проведенных у нас международных конкурсах также написано в книге. И это не самые веселые ее страницы.

«Соблазненная архитектура» хорошо издана, в ней много качественных и информативных цветных фотографий. Правда, совсем нет справочного аппарата, даже, к сожалению, именного указателя. А он нужен, ведь при всех шутках и прибаутках эта книга — серьезное и умное исследование. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+