18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Cosmoscow думает о вечном. Рассказываем о ее некоммерческой программе

Арт-фестиваль и ярмарка Cosmoscow 2022 в Москве. Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV
Арт-фестиваль и ярмарка Cosmoscow 2022 в Москве.
Фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Международная ярмарка современного искусства состоится в конце сентября в одиннадцатый раз и впервые — в выставочном комплексе «Экспоцентр». Список галерей еще формируется, а «художник года», «музей» и «институция года» уже известны

Cosmoscow остается главным ежегодным событием в российской современной арт-индустрии, хоть и не единственным. Ее сателлит blazar уже обрел собственное лицо; второй раз небезуспешно прошла Ярмарка искусства «1703» в Петербурге, но равняются многие — и художники, и галеристы, и коллекционеры — именно на Cosmoscow. Подерживать статус международной ярмарке сейчас тяжеловато, однако не менее восьми десятков лучших российских галерей — и столичных, и региональных — она соберет.

Место и время определили не сразу. В итоге ярмарка пройдет в зале «Форум» Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» с 29 сентября по 1 октября. Список галерей и того, что они покажут, уточняется, а мы пока расскажем о некоммерческой программе мероприятия, в которой Фонд Cosmoscow представит проекты победителей своих программ 2023 года: «Музей года», «Институция года» и «Художник года».

Так совпало, что пермский Музей современного искусства PERMM, избранный «музеем года» по версии Cosmoscow, как раз осенью переезжает в новое здание — бывший «Мерседес-центр» площадью 7 тыс. кв. м. Музей был основан в 2008 году, стал знаменит в том числе благодаря программе паблик-арта, сейчас в его собрании более 1,5 тыс. произведений, включая работы таких звезд, как Александр Бродский, Анатолий Осмоловский, Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские. Как рассказывает директор музея Наиля Аллахвердиева, «обсуждаются идеи, связанные с прямыми включениями и телемостами между двумя нашим площадками, чтобы аудитория Cosmoscow имела возможность дистанционно присутствовать на открытии музея PERMM, а наша — стала частью московской программы». На ярмарке будет представлен павильон — плод сотрудничества музея с молодым художником Василием Кононовым-Грединым, уже известным инсталляциями и проектами, в которых используется весь спектр художественных средств: от живописи и скульптуры до видео и запахов. Его новая тотальная инсталляция посвящена преображению автосалона в выставочное пространство. По случаю переезда Фонд Cosmoscow закупит для коллекции музея и передаст в дар работы современных художников.

«Художником года» на Cosmoscow стал Артём Филатов. Его инсталляция «Пустой дом» участвовала в IV московской биеннале молодого искусства в 2014 году. Фото: Музей Москвы
«Художником года» на Cosmoscow стал Артём Филатов. Его инсталляция «Пустой дом» участвовала в IV московской биеннале молодого искусства в 2014 году.
Фото: Музей Москвы

Артём Филатов, ставший «художником года» Cosmoscow, настоящая нижегородская знаменитость. Ни один визит коллекционеров и прочих арт-деятелей в этот город не обходится без посещения студии «Тихая» — независимого самоорганизованного арт-центра с мастерскими и открытым хранением, основанного Артёмом Филатовым вместе с коллегами в 2015 году. Как художник он прославился проектом «Сад имени» в частном крематории Нижнего Новгорода (в соавторстве с Алексеем Корси) — мемориалом новой формации, особым ботаническим садом с аудиоинсталляцией. Для Cosmoscow Филатов готовит проект «Все исчезнет!», связанный с особенностями обычной зеленки. Как известно, бриллиантовый зеленый боится света, и поэтому обладателю произведений, созданных в этой технике, надо подумать, как их сохранить. Художник придумал для этих целей парадоксальные скульптуры — хранилища и капсулы.

«Институцией года» был выбран музей ZAMAN, который создается в Уфе и должен открыться в 2027 году. Пока что это «музей без стен», сосредоточенный на современном искусстве Поволжья, Прикамья и Урала (Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Оренбург, Пермь, Самара, Чебоксары и Челябинск). В «Посольстве» музея рассматриваются разные категории времени: в переводе с тюркских языков ZAMAN и значит «эпоха».

Руководить образовательной программой ярмарки приглашен легендарный Виктор Мизиано, основатель и главный редактор «Художественного журнала», теоретик и практик, человек, с которым в нашей стране ассоциируется само понятие «куратор». Именно Мизиано открыл в Москве в середине 1990-х первую школу кураторов, сам не раз выступал в этой роли на важнейших международных выставках: дважды был куратором павильона России на Венецианской биеннале, делал выставки на Биеннале в Сан-Паулу, Стамбульской и Лионской биеннале, в последние годы осуществил многочастный международный проект «Удел человеческий». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+