18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Бронзовый Александр III вместе с конем проходит тщательное обследование

Последние три десятилетия монументальное творение Паоло Трубецкого обреталось во дворе Мраморного дворца в Петербурге. Фото: Государственный Русский музей
Последние три десятилетия монументальное творение Паоло Трубецкого обреталось во дворе Мраморного дворца в Петербурге.
Фото: Государственный Русский музей
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Знаменитый памятник работы Паоло Трубецкого из коллекции Русского музея готовится к своей первой реставрации. Исследования покажут, какие именно участки монумента, в том числе внутренние, требуют особого внимания специалистов

Один из самых известных петербургских монументов, памятник Александру III ни разу не был на реставрации с момента его установки на Знаменской площади 114 лет назад. Специалисты Государственного Русского музея, которому сейчас принадлежит конная статуя, приступили к комплексным технологическим исследованиям при участии экспертов Университета ИТМО (Институт точной механики и оптики) и других специализированных учреждений.

Рентгенограмма, эндоскопия, химический анализ патины — эти и многие другие обследования и процедуры предстоит пережить бронзовому монументу, стоящему во дворе Мраморного дворца. Здесь же, по окончании исследований, будет проходить и реставрация — памятник закроют защитным коробом, под которым ему придется простоять до окончания работ.

«Последнее исследование скульптуры проводилось в 1996 году, — рассказал The Art Newspaper Russia Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ. — Специалисты определили ее состояние как хорошее, но тогда, почти 30 лет назад, мы не использовали такую сложную технику для полного обследования. Сейчас мы увидим даже мельчайшие признаки деформации, особенно в самых проблемных местах — на шее коня и по линии соединения ее с крупом».

Современная техника позволит не только обнаружить малозаметные до сих пор трещины на поверхности скульптуры, но и заглянуть в нее, буквально просветить миллиметр за миллиметром изнутри. Благодаря привлеченным экспертам реставраторы ГРМ уже смогли определить, как себя чувствует металл внутри памятника. А созданная в ИТМО точная трехмерная копия монумента позволит понять, какие методы реставрации выбрать.

Наиболее проблемные участки, вызывающие беспокойство реставраторов, расположены внутри бронзового памятника. Фото: Государственный Русский музей
Наиболее проблемные участки, вызывающие беспокойство реставраторов, расположены внутри бронзового памятника.
Фото: Государственный Русский музей

Обследование его внутреннего состояния в первый же день преподнесло сюрприз: оказывается, внутри бронзового коня осы устроили себе гнездо. Попасть туда насекомые могли либо через дренажные отверстия в конском брюхе, либо через отверстия от пуль и осколков снарядов, угодивших в статую еще в 1917 году.

Обнаружили это специалисты, проводившие исследования с помощью эндоскопов. «Эндоскоп видит, как памятник устроен изнутри, — поясняет Кирилл Волков, директор ООО «Лазертех». — Техника позволяет установить, какие конструктивные приемы использовались при сборке скульптуры, в каком состоянии внутренние крепежные элементы».

За сотню с лишним лет памятник Александру III успел пережить немало приключений и сменить несколько «мест прописки». Работа Паоло Трубецкого (1866–1938) вошла в историю искусства как одно из знаковых произведений XX столетия. Ее открытие состоялось в мае 1909 года в присутствии Николая II, членов царской семьи и депутаций от полков, шефом которых был император. Автор на торжествах не присутствовал, поскольку еще в 1906 году рассорился с комиссией по сооружению памятника и уехал из России. Монумент отливался без него: фигуру царя выполнили в мастерской литейщика Карло Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе.

После установки памятника на Трубецкого обрушился шквал резко критических публикаций. Тот на критику отвечал, что «создал верный и реальный образ великого русского миротворца». Художница Анна Остроумова-Лебедева в «Автобиографических записках» сообщает, что на ее вопрос, как он сам относится к этой своей работе, Трубецкой невозмутимо ответил: «Я считаю его самой моей лучшей работой из всех».

Рентгенограмма, эндоскопия, химический анализ патины — эти и многие другие обследования и процедуры предстоит пережить бронзовому монументу, стоящему во дворе Мраморного дворца. Фото: Государственный Русский музей
Рентгенограмма, эндоскопия, химический анализ патины — эти и многие другие обследования и процедуры предстоит пережить бронзовому монументу, стоящему во дворе Мраморного дворца.
Фото: Государственный Русский музей

Об этой скульптуре слагали издевательские стихи, пролетарский поэт Демьян Бедный назвал ее «пугалом». Но именно это ироническое отношение, похоже, спасло ее после прихода к власти большевиков: конную статую Александра III посчитали злой сатирой на самодержавие и не отправили на переплавку, как многие другие памятники царского времени. «Пугало» простояло на Знаменской площади (теперь — площадь Восстания) до 1937 года, затем его перевезли во двор Русского музея, с 1939 года памятник вошел в фонды музея. Во дворе ГРМ он пережил войну, зашитый досками и обложенный мешками с песком (хотя для укрытия был вырыт котлован, но у сотрудников музея не хватило сил переместить в него 15-тонную фигуру). В 1994 году бронзовый Александр III переехал во двор Мраморного дворца.

Окончательное заключение по видам и объемам реставрационных работ специалисты смогут сделать только по окончании полного обследования. Но уже сейчас известно, что будут восстановлены утраченные детали, в том числе поводья, которые отлично видны на старых фотографиях.

«Есть технологии восстановления элементов по фотографиям, и мы сможем идеально рассчитать размеры и масштабы, — считает Дмитрий Красильников, заведующий отделом реставрации художественных изделий из металла ГРМ. — К тому же сохранились крепежные отверстия, куда можно будет потом вставить эти поводья. И уже понятно, что предстоит убрать активные очаги коррозии на поверхности скульптуры, усилить герметизацию по швам, чтобы внутрь не попадала вода, выполнить патинирование в местах утрат».

До конца нынешнего года Русскому музею предстоит завершить все исследования и построить вокруг памятника тепляк (временный шатер) для реставраторов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+