18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Три парки» снова прядут свою нить в Ораниенбауме

Себастьяно Маццони. «Три парки». Фрагмент. Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Себастьяно Маццони. «Три парки». Фрагмент.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В Картинный дом знаменитого музея под Петербургом вернулась работа выдающегося венецианского мастера XVII века Себастьяно Маццони. В ходе реставрации полностью подтвердилось его авторство, вызывавшее раньше некоторые сомнения

После реставрации, которая продолжалась почти полгода, полотно «Три парки» Себастьяно Маццони (1611–1678) возвратилось в музей «Картинный дом» в Ораниенбауме. В ходе реставрации была подтверждена атрибуция картины, сделанная ранее специалистами Государственного Эрмитажа.

Произведение входило в коллекцию «Картинного дома», которую собирал великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. «Это большое событие для всего нашего музея, — считает Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению Государственного музея-заповедника «Петергоф», в состав которого включен Ораниенбаум. — Сейчас в „Картинном доме“ представлено всего пять произведений из исторической коллекции Петра III, и теперь „Три парки“ снова на своем месте. У нас не было возможности провести такую кропотливую реставрацию, и эта работа станет важной частью по восстановлению всей коллекции».

Одна из жемчужин коллекции Петра III возвращена на свое историческое место. Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Одна из жемчужин коллекции Петра III возвращена на свое историческое место.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Картиной занимались специалисты Художественно-реставрационной группы «АртСтудия» под руководством Павла Мукина. В течение нескольких месяцев они выполнили техническую реставрацию, заменили подрамник, а также провели регенерацию, сделали тоньше и выровняли пожелтевшую лаковую пленку, удалили старые реставрационные тонировки и более поздние записи. Благодаря этому авторский красочный слой вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит.

Одним из важнейших итогов проведенной реставрации стало обнаружение фрагмента авторской подписи, о существовании которой не было известно специалистам: в левом нижнем углу проявились последние буквы фамилии [MAZZ]ONI. В разные времена полотно приписывалось и Тинторетто, и Карло Чиньяни, художнику XVII века. «Атрибуцию этой работы я проводила еще 12 лет назад, — рассказала нашему изданию Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранитель венецианской живописи XV–XVIII веков. — Авторство было установлено, и реставрация лишь подтвердила мои исследования». Это вторая картина Маццони в России, еще одна входит в коллекцию ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве.

Авторский красочный слой полотна вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит. Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Авторский красочный слой полотна вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"

По мнению искусствоведов, очень важна дата, указанная на полотне, — 1669 год. До сих пор лишь одна работа художника имела такую же датировку, так как в последние десять лет жизни он почти не писал. Произведений Маццони в мире сохранилось не очень много, большая их часть находится в Венеции. Он был человеком разносторонне одаренным: писал стихи, работал и как архитектор. Палаццо Моро-Лин (венецианский дворец в сестьере Сан-Поло) Маццони построил для своего коллеги Пьетро Либери.

Коллекцию «Картинного дома» составлял лично Петр Федорович, это было одно из крупнейших частных собраний искусства в России XVIII века. «Три парки» великий князь приобрел в 1746 году. Вступившая на престол Екатерина II буквально разорила «Картинный дом», передав многие произведения в Академию художеств, откуда они позже попали в Эрмитаж и другие музеи. Сейчас в Эрмитаже идет реставрация еще одной работы из коллекции «Картинного дома» — «Пира Ирода» кисти Сильвестро Манаиго. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+