18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Клод Жилло — учитель Ватто, сатирик и «ремесленник»

Наиболее известная в наши дни картина Клода Жилло — «Две повозки» (1707) из коллекции Лувра. Фото: Wikimedia Commons
Наиболее известная в наши дни картина Клода Жилло — «Две повозки» (1707) из коллекции Лувра.
Фото: Wikimedia Commons
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Книга Дженнифер Тонкович «Клод Жилло: сатира в эпоху Просвещения» знакомит читателей с не слишком известным сегодня художником. Между тем именно он стал основоположником ряда жанров, которыми запомнился французский «галантный век»

Имя Клода Жилло (1673–1722) если и известно за пределами профессиональных кругов, то разве что в качестве учителя Антуана Ватто (1684–1721). В истории французского искусства XVIII века Жилло рассматривается прежде всего как первооткрыватель жанров, которые впоследствии использовал его знаменитый воспитанник. Как сказал о Ватто коллекционер и гравер-любитель Жан де Жюльен в 1726 году, молодой художник «тяготел к празднествам, театральным сценам и современным костюмам, подражая своему мастеру».

Единственная работа самого Жилло, которая сегодня хорошо известна, — это большое полотно «Две повозки» (1707), хранящееся в Лувре. Оно основано на театральной постановке, вдохновленной реальным происшествием, когда две кареты столкнулись лоб в лоб на узкой парижской улочке. У художника это постановочная сцена с двухколесными паланкинами вместо карет. Двух дам-пассажирок, оспаривающих право проехать первой, здесь играют персонажи комедии дель арте Арлекин и Скарамуш в женской одежде. Живой юмор был присущ творчеству Жилло.

Jennifer Tonkovich. «Claude Gillot: Satire in the Age of Reason» / Morgan Museum & Library. Paul Holberton Publishing. 240 с.: 275 ил. £40, $60. На английском языке
Jennifer Tonkovich. «Claude Gillot: Satire in the Age of Reason» / Morgan Museum & Library. Paul Holberton Publishing. 240 с.: 275 ил. £40, $60. На английском языке

Помимо этой картины и небольшого числа других полотен, из его наследия сохранились только рисунки и гравюры. Этот факт, как и скудость документальных свидетельств, способствовали относительной безвестности художника. Но положение дел постепенно меняется. Книга Дженнифер Тонкович «Клод Жилло: сатира в эпоху Просвещения» воспринимается не только как своевременная (она написана к недавней персональной выставке художника в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке), но и как весьма основательная, поскольку представляет собой значимый научный труд.

Дженнифер Тонкович, хранитель рисунков и гравюр в Музее Моргана, попыталась максимально точно воссоздать карьеру Жилло. В частности, она опровергает распространенное мнение о том, что примерно в 1709 году, после того как Ватто покинул его мастерскую, Жилло отказался от живописи, якобы поняв, что не способен конкурировать с бывшим учеником. На самом деле в 1715 году он был принят в парижскую Королевскую академию живописи и скульптуры со статусом мастера исторической живописи.

Тем не менее, как подчеркивает Тонкович, карьера Жилло расцветала в основном за пределами академии, в коммерческой среде художников, которые удовлетворяли растущий спрос на декор и развлечения. Отсюда его приверженность к гравюрам. Еще один контекст творчества возник благодаря театру, точнее, труппе итальянских комедиантов, выступавших на городской ярмарке с 1697 по 1716 год. При этом Тонкович все же склонна сомневаться в устойчивом отождествлении своего героя с неким Жилло, который писал пьесы и руководил театром марионеток на сен-жерменской ярмарке.

Клод Жилло. «Сцена из комедии «Гробница мэтра Андре». 1716. Персонажи комедии дель арте нередко становились героями полотен художника. Фото: Wikimedia Commons
Клод Жилло. «Сцена из комедии «Гробница мэтра Андре». 1716. Персонажи комедии дель арте нередко становились героями полотен художника.
Фото: Wikimedia Commons

После вводной биографической главы идут тематические разделы, исследующие различные аспекты творчества Клода Жилло, включая эскизы костюмов и декораций для оперы, книжные иллюстрации, интерьерный декор. Однако ядро его работ все же составляют рисунки, связанные с тремя основными темами: вакханалии и прочие сцены из языческой древности, театральные сюжеты, основанные на репертуаре итальянской комедии дель арте, и сельские зарисовки в жанре, который тогда называли fêtes champêtres («вечеринки в саду», «празднества на лоне природы»). Все они задумывались как серии, многие рисунки впоследствии переводились в гравюру. Впрочем, большинство гравюр художника было отпечатано уже после его смерти.

Дженнифер Тонкович рассматривает Жилло как фигуру, характерную для его века, в том числе из-за склонности к сатире, что соответствовало скептическому мировоззрению той эпохи. Впрочем, во многих отношениях он кажется принадлежащим, скорее, к раннему Новому времени, когда искусство еще не было отделено от повседневной жизни. Например, в 1715 году путешественник из Швеции записал, что побывал в мастерских двух «ремесленников»: один из них расписывал кареты, а другим был Клод Жилло, занимавшийся тогда созданием гобеленов. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+