18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Энгр: как один художник нескольких герцогов очаровал

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1814. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1814.
Фото: Музей Конде

Успешнейший мастер первой половины XIX века, Энгр никогда не вписывался в традиционные рамки. За его кажущимся строгим следованием принципам классицизма спрятаны «оригинальность и неустанный поиск совершенства»

По крайней мере, именно так считают кураторы выставки «Энгр. Художник и его герцоги», открывшейся в Музее Конде в замке Шантийи под Парижем. Акцент они делают на связях Жана-Огюста-Доминика Энгра с герцогами Орлеанскими, протянувшихся через все этапы его творческого пути.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Вергилий, читающий Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу». 1819. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Вергилий, читающий Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу». 1819.
Фото: Музей Конде

Одним из самых важных патронов Энгра был Фердинанд-Филипп Орлеанский, старший сын короля Луи-Филиппа I и наследник французского престола в 1830–1842 годах, не только талантливый военачальник, но и коллекционер и меценат. Именно он в 1839 году купил полотно «Эдип и Сфинкс», написанное Энгром во время пенсионерской поездки в Рим. Он же заказал художнику картину «Антиох и Стратоника» на сюжет из Плутарха. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблен в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом (полотно, которое сейчас кажется дидактичным и сентиментальным, вызвало восторг на парижском Салоне). В 1842 году Энгр написал портрет Фердинанда-Филиппа — и в том же году молодой герцог погиб, когда лошади понесли его коляску. Король Луи-Филипп и королева Мария-Амели решили поручить художнику создание витражей для часовни Святого Фердинанда, построенной менее чем через год после трагедии на том самом месте, где умер герцог, недалеко от Порт-Майо в Париже.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Антиох и Стратоника». 1840. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Антиох и Стратоника». 1840.
Фото: Музей Конде

В октябре 1847 года Генрих Орлеанский, герцог Омальский (1822–1897), пятый сын Луи-Филиппа, поручил Энгру расписать витражи часовни замка Шантийи. Генрих получил замок от двоюродного деда, принца Конде, и намеревался восстановить его после разрушения в ходе революции. Влияние Энгра на герцога Омальского было так велико, что превратило этого политика-монархиста в одного из величайших коллекционеров Франции XIX века и, вероятно, стало одной из причин щедрого меценатского дара: он передал Шантийи вместе со всеми художественными сокровищами Институту Франции, и с тех пор тут музей.

На выставке представлено более 110 произведений Энгра, не только из собрания Шантийи, но и из Музея Энгра — Бурделя в Монтобане (Франция) и Коллекции Фрика (США).

Музей Конде
«Энгр. Художник и его герцоги»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+