18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Энгр: как один художник нескольких герцогов очаровал

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1814. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1814.
Фото: Музей Конде

Успешнейший мастер первой половины XIX века, Энгр никогда не вписывался в традиционные рамки. За его кажущимся строгим следованием принципам классицизма спрятаны «оригинальность и неустанный поиск совершенства»

По крайней мере, именно так считают кураторы выставки «Энгр. Художник и его герцоги», открывшейся в Музее Конде в замке Шантийи под Парижем. Акцент они делают на связях Жана-Огюста-Доминика Энгра с герцогами Орлеанскими, протянувшихся через все этапы его творческого пути.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Вергилий, читающий Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу». 1819. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Вергилий, читающий Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу». 1819.
Фото: Музей Конде

Одним из самых важных патронов Энгра был Фердинанд-Филипп Орлеанский, старший сын короля Луи-Филиппа I и наследник французского престола в 1830–1842 годах, не только талантливый военачальник, но и коллекционер и меценат. Именно он в 1839 году купил полотно «Эдип и Сфинкс», написанное Энгром во время пенсионерской поездки в Рим. Он же заказал художнику картину «Антиох и Стратоника» на сюжет из Плутарха. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблен в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом (полотно, которое сейчас кажется дидактичным и сентиментальным, вызвало восторг на парижском Салоне). В 1842 году Энгр написал портрет Фердинанда-Филиппа — и в том же году молодой герцог погиб, когда лошади понесли его коляску. Король Луи-Филипп и королева Мария-Амели решили поручить художнику создание витражей для часовни Святого Фердинанда, построенной менее чем через год после трагедии на том самом месте, где умер герцог, недалеко от Порт-Майо в Париже.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Антиох и Стратоника». 1840. Фото: Музей Конде
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Антиох и Стратоника». 1840.
Фото: Музей Конде

В октябре 1847 года Генрих Орлеанский, герцог Омальский (1822–1897), пятый сын Луи-Филиппа, поручил Энгру расписать витражи часовни замка Шантийи. Генрих получил замок от двоюродного деда, принца Конде, и намеревался восстановить его после разрушения в ходе революции. Влияние Энгра на герцога Омальского было так велико, что превратило этого политика-монархиста в одного из величайших коллекционеров Франции XIX века и, вероятно, стало одной из причин щедрого меценатского дара: он передал Шантийи вместе со всеми художественными сокровищами Институту Франции, и с тех пор тут музей.

На выставке представлено более 110 произведений Энгра, не только из собрания Шантийи, но и из Музея Энгра — Бурделя в Монтобане (Франция) и Коллекции Фрика (США).

Музей Конде
«Энгр. Художник и его герцоги»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+