18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Обновленная Национальная портретная галерея подкорректировала список своих героев

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Знаменитый лондонский музей, расположенный рядом с Трафальгарской площадью, вновь распахнул двери для посетителей после трехлетней реконструкции. За это время изменились не только его интерьеры, но и концепции

Первая в мире портретная галерея, основанная в Лондоне в 1856 году и расположенная рядом с Трафальгарской площадью, после полной смены экспозиции открылась для посетителей 22 июня. Благодаря реконструкции интерьеров исторического здания, а также переосмыслению коллекции она станет «галереей для всех и для каждого», уверена главный куратор музея Элисон Смит.

Национальная портретная галерея. Лондон. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон.
Фото: National Portrait Gallery

Реконструкция Национальной портретной галереи (НПГ), которая обошлась в £41,3 млн и проводилась под руководством Jamie Fobert Architects, началась в июне 2020 года, в самый разгар пандемии коронавируса. Спустя три года у здания появился новый вход с северной стороны, а в обновленных залах теперь представлено более тысячи экспонатов. Как говорит Смит, посетители музея получат ощущение «прогулки по оси британской истории, культуры и общества от Плантагенетов до наших дней».

Национальная портретная галерея. Лондон. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон.
Фото: National Portrait Gallery

Здание галереи 1896 года постройки «крайне нуждалось в реконструкции», особенно после последнего расширения — появления крыла Ондатже в 2000 году. Да и экспозиция выглядела «морально устаревшей» и требовала обновления — «как в плане моделей, изображенных на полотнах, так и в плане репрезентации стилей портретной живописи и текстов на этикетках», объясняет Смит. По ее словам, «нужно было, чтобы экспонируемое искусство выглядело более понятным и близким посетителям». Теперь в крупнейшей в мире коллекции портретов отражено несколько новых эволюционных тенденций в искусстве.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Благодаря переходу от концепции «благородных мужей» к концепции сильных личностей, в постоянной экспозиции появилось гораздо больше женских портретов — для исправления «гендерного дисбаланса». По крайней мере в залах, посвященных искусству после 1900 года, доля женских портретов выросла до 48% — по сравнению с 37% до реконструкции. Сферы деятельности, героями которых раньше были лишь мужчины, такие как наука и технологии, также представлены несколько иначе. В частности, за счет появления портретов «первого в истории программиста» — им, кстати, была дама, графиня Ада Лавлейс (картину одолжила Правительственная коллекция произведений искусства) — и инженера-электрика, борца за права женщин Кэролайн Хаслетт, чья кампания за бытовую технику в свое время произвела «революцию в мире домохозяек».

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Другим приоритетом обновленного музея стало продвижение малых народов — их доля в экспозиции увеличилась с 3 до 11%. Триумфальным дополнением к историческим галереям на третьем этаже явился «Портрет Омаи» (около 1776) кисти Джошуа Рейнолдса, одно из самых ранних в британском искусстве изображений цветного человека. Галерея собрала ровно половину из £50 млн на покупку картины, совершенную совместно с Музеем Гетти из Лос-Анджелеса, что стало крупнейшим приобретением в истории НПГ.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Кураторам пришлось мыслить творчески, чтобы интегрировать в музейное пространство «утраченные нарративы и подзабытых героев». Обновленные экспозиции, как говорит Смит, «призваны придать работам на бумаге такой же статус, как и парадному великосветскому портрету». «Забытые герои» вернутся и благодаря включениям современного искусства, фотографии и цифровых медиа.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Современной портретной живописи посвящены залы в отреставрированном Восточном крыле, переименованном в Уэстонское после получения пожертвования в размере £6,5 млн от Фонда Гарфилда Уэстона. Здание было закрыто для публики и использовалось в административных целях на протяжении 40 лет. А в тематические залы — тюдоровских панно, миниатюр и гравюры XVI–XVIII веков, а также «фотографической революции» — добавлены вкрапления более ранних периодов. Кураторы увеличили количество фоторабот в экспозиции с 4 до 29%.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Фотография остается основой и для программы временных выставок. Среди сегодняшних блокбастеров, по словам Смит, интересны два: ранее не выставлявшиеся фотографии Пола Маккартни, которые предлагают «взгляд на закулисье Beatles в 1964 году, когда они только начинали свою карьеру в Штатах» (до 1 октября), и ретроспектива Йевонд, пионера цветной фотографии, «которую следовало бы назвать одной из величайших британских фотографов» (до 15 октября).

Также заметнее в экспозиции музея стала скульптура. В частности, здесь появилась работа Томаса Прайса «Выйти на связь» (2021) — изображение уткнувшейся в телефон женщины — как символ того, что гаджеты сделали портреты неотъемлемой частью современной жизни.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+