18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Новая Третьяковка представляет ретроспективу Юрия Купера

Юрий Купер. «Веер». 2016. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Веер». 2016.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставка носит название «Сфумато», и это, очевидно, одно из любимых слов художника — недаром так же называется его автобиографический роман. Юрий Купер изучает мир словно сквозь плотную дымку времени, а также исследует само время

Когда речь заходит об эмигрантах из СССР, добившихся международного успеха, имя Юрия Купера возникает фактически неизбежно. Покинув Москву в 1972 году, он много лет работал в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, заведомо отринув статус художника «альтернативного» или «андерграундного»: нужен был успех не призрачный, а реальный, в том числе коммерческий. Со временем Юрий Леонидович стал желанным автором для ряда крупных галерей и экспонентом выставок по всему миру.

В новом тысячелетии художник предпочитает работать в России. Здесь у него не только выставки, но и заказы, в частности театральные и архитектурные. В 2016 году он получил гражданство Российской Федерации.

Впрочем, и в Европе Юрий Купер не забыт. Три года назад персональная выставка к его 80-летию открылась во Флоренции, в Академии изящных искусств — правда, прошла она скомканно по причине пандемии коронавируса. Экспозиция носила название «Сфумато» (как и автобиографический роман Купера, вышедший в 2015 году) — и ровно тот же заголовок взят сейчас для большой ретроспективной выставки в Западном крыле Новой Третьяковки.

Слово «ретроспектива» в данном случае можно использовать не только в значении обзора произведений за долгий период — с начала 1980-х до 2023 года, но еще и как характеристику эстетической программы Юрия Купера. Важнейшая категория, с которой он работает, — время, причем непременно ушедшее или уходящее. Элегический строй его искусства вызван не тоской по прошлому (мол, раньше было лучше), а самой природой вещей: всё неизбежно увядает, блекнет, патинируется, но в этом есть своя красота и философия. Такая позиция подчеркнута у Купера его фирменными колоритами с преобладанием серого — «цвета времени и бревен», по Иосифу Бродскому. Иногда встречаются приемы и решения, вызывающие соблазн заподозрить автора в пост- или метамодернизме, но на самом деле его программа, скорее, антимодернистская, больше апеллирующая к Екклесиасту, нежели к идеям Новейшего времени.

Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«В Третьяковской галерее представлены основные темы, к которым Купер в своей живописи обращается на протяжении десятилетий: море, цветы, мир вещей и так далее, — говорит куратор выставки Анна Маполис. — Но наряду с этим впервые показан еще и мощный блок графических работ, которые он создал, живя в Европе; это авторская печатная графика, больше напоминающая живопись». Отсюда прямая дорога к жанру «книга художника», которому Купер не просто отдает дань, а буквально живет в нем почти без пауз.

Еще одна давняя любовь — театр. «Его первой работой в качестве автора декораций и художника по костюмам еще в 1971 году был спектакль „Тоот, другие и майор“ в „Современнике“, — рассказывает Анна Маполис. — Впоследствии он работал с целым рядом европейских режиссеров. В конце 1980-х сотрудничал с Никитой Михалковым над „Неоконченной пьесой для механического пианино“ в римском театре „Арджентина“. В 2000-х много работал в России, в том числе в Большом театре над оперой „Борис Годунов“ в постановке Александра Сокурова — на выставке показаны макеты к ней».

Отведено здесь место и для скульптуры, и для декоративно-прикладного искусства, и для дизайна. Многие экспонаты предоставил сам художник, а еще внесли свой вклад частные коллекционеры и ряд российских музеев.  

Государственная Третьяковская галерея
«Юрий Купер. Сфумато»
До 16 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+