18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Новая Третьяковка представляет ретроспективу Юрия Купера

Юрий Купер. «Веер». 2016. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Веер». 2016.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставка носит название «Сфумато», и это, очевидно, одно из любимых слов художника — недаром так же называется его автобиографический роман. Юрий Купер изучает мир словно сквозь плотную дымку времени, а также исследует само время

Когда речь заходит об эмигрантах из СССР, добившихся международного успеха, имя Юрия Купера возникает фактически неизбежно. Покинув Москву в 1972 году, он много лет работал в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, заведомо отринув статус художника «альтернативного» или «андерграундного»: нужен был успех не призрачный, а реальный, в том числе коммерческий. Со временем Юрий Леонидович стал желанным автором для ряда крупных галерей и экспонентом выставок по всему миру.

В новом тысячелетии художник предпочитает работать в России. Здесь у него не только выставки, но и заказы, в частности театральные и архитектурные. В 2016 году он получил гражданство Российской Федерации.

Впрочем, и в Европе Юрий Купер не забыт. Три года назад персональная выставка к его 80-летию открылась во Флоренции, в Академии изящных искусств — правда, прошла она скомканно по причине пандемии коронавируса. Экспозиция носила название «Сфумато» (как и автобиографический роман Купера, вышедший в 2015 году) — и ровно тот же заголовок взят сейчас для большой ретроспективной выставки в Западном крыле Новой Третьяковки.

Слово «ретроспектива» в данном случае можно использовать не только в значении обзора произведений за долгий период — с начала 1980-х до 2023 года, но еще и как характеристику эстетической программы Юрия Купера. Важнейшая категория, с которой он работает, — время, причем непременно ушедшее или уходящее. Элегический строй его искусства вызван не тоской по прошлому (мол, раньше было лучше), а самой природой вещей: всё неизбежно увядает, блекнет, патинируется, но в этом есть своя красота и философия. Такая позиция подчеркнута у Купера его фирменными колоритами с преобладанием серого — «цвета времени и бревен», по Иосифу Бродскому. Иногда встречаются приемы и решения, вызывающие соблазн заподозрить автора в пост- или метамодернизме, но на самом деле его программа, скорее, антимодернистская, больше апеллирующая к Екклесиасту, нежели к идеям Новейшего времени.

Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«В Третьяковской галерее представлены основные темы, к которым Купер в своей живописи обращается на протяжении десятилетий: море, цветы, мир вещей и так далее, — говорит куратор выставки Анна Маполис. — Но наряду с этим впервые показан еще и мощный блок графических работ, которые он создал, живя в Европе; это авторская печатная графика, больше напоминающая живопись». Отсюда прямая дорога к жанру «книга художника», которому Купер не просто отдает дань, а буквально живет в нем почти без пауз.

Еще одна давняя любовь — театр. «Его первой работой в качестве автора декораций и художника по костюмам еще в 1971 году был спектакль „Тоот, другие и майор“ в „Современнике“, — рассказывает Анна Маполис. — Впоследствии он работал с целым рядом европейских режиссеров. В конце 1980-х сотрудничал с Никитой Михалковым над „Неоконченной пьесой для механического пианино“ в римском театре „Арджентина“. В 2000-х много работал в России, в том числе в Большом театре над оперой „Борис Годунов“ в постановке Александра Сокурова — на выставке показаны макеты к ней».

Отведено здесь место и для скульптуры, и для декоративно-прикладного искусства, и для дизайна. Многие экспонаты предоставил сам художник, а еще внесли свой вклад частные коллекционеры и ряд российских музеев.  

Государственная Третьяковская галерея
«Юрий Купер. Сфумато»
До 16 июля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+