18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новая Третьяковка представляет ретроспективу Юрия Купера

Юрий Купер. «Веер». 2016. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Веер». 2016.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставка носит название «Сфумато», и это, очевидно, одно из любимых слов художника — недаром так же называется его автобиографический роман. Юрий Купер изучает мир словно сквозь плотную дымку времени, а также исследует само время

Когда речь заходит об эмигрантах из СССР, добившихся международного успеха, имя Юрия Купера возникает фактически неизбежно. Покинув Москву в 1972 году, он много лет работал в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, заведомо отринув статус художника «альтернативного» или «андерграундного»: нужен был успех не призрачный, а реальный, в том числе коммерческий. Со временем Юрий Леонидович стал желанным автором для ряда крупных галерей и экспонентом выставок по всему миру.

В новом тысячелетии художник предпочитает работать в России. Здесь у него не только выставки, но и заказы, в частности театральные и архитектурные. В 2016 году он получил гражданство Российской Федерации.

Впрочем, и в Европе Юрий Купер не забыт. Три года назад персональная выставка к его 80-летию открылась во Флоренции, в Академии изящных искусств — правда, прошла она скомканно по причине пандемии коронавируса. Экспозиция носила название «Сфумато» (как и автобиографический роман Купера, вышедший в 2015 году) — и ровно тот же заголовок взят сейчас для большой ретроспективной выставки в Западном крыле Новой Третьяковки.

Слово «ретроспектива» в данном случае можно использовать не только в значении обзора произведений за долгий период — с начала 1980-х до 2023 года, но еще и как характеристику эстетической программы Юрия Купера. Важнейшая категория, с которой он работает, — время, причем непременно ушедшее или уходящее. Элегический строй его искусства вызван не тоской по прошлому (мол, раньше было лучше), а самой природой вещей: всё неизбежно увядает, блекнет, патинируется, но в этом есть своя красота и философия. Такая позиция подчеркнута у Купера его фирменными колоритами с преобладанием серого — «цвета времени и бревен», по Иосифу Бродскому. Иногда встречаются приемы и решения, вызывающие соблазн заподозрить автора в пост- или метамодернизме, но на самом деле его программа, скорее, антимодернистская, больше апеллирующая к Екклесиасту, нежели к идеям Новейшего времени.

Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«В Третьяковской галерее представлены основные темы, к которым Купер в своей живописи обращается на протяжении десятилетий: море, цветы, мир вещей и так далее, — говорит куратор выставки Анна Маполис. — Но наряду с этим впервые показан еще и мощный блок графических работ, которые он создал, живя в Европе; это авторская печатная графика, больше напоминающая живопись». Отсюда прямая дорога к жанру «книга художника», которому Купер не просто отдает дань, а буквально живет в нем почти без пауз.

Еще одна давняя любовь — театр. «Его первой работой в качестве автора декораций и художника по костюмам еще в 1971 году был спектакль „Тоот, другие и майор“ в „Современнике“, — рассказывает Анна Маполис. — Впоследствии он работал с целым рядом европейских режиссеров. В конце 1980-х сотрудничал с Никитой Михалковым над „Неоконченной пьесой для механического пианино“ в римском театре „Арджентина“. В 2000-х много работал в России, в том числе в Большом театре над оперой „Борис Годунов“ в постановке Александра Сокурова — на выставке показаны макеты к ней».

Отведено здесь место и для скульптуры, и для декоративно-прикладного искусства, и для дизайна. Многие экспонаты предоставил сам художник, а еще внесли свой вклад частные коллекционеры и ряд российских музеев.  

Государственная Третьяковская галерея
«Юрий Купер. Сфумато»
До 16 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+