18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

На ВДНХ бьет фонтан детских воспоминаний

Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Если бы в этом году не случилось 110-летия российской анимации, его необходимо было выдумать, чтобы провести выставку, призывающую «жить дружно»

Чебурашка, Бременские музыканты, Дядя Федор, Ежик в тумане — архетипические образы современной русской культуры, в любви к ним признаются люди разных поколений, социального положения и политических взглядов. Поэтому выставка «Жить дружно» на ВДНХ рассчитана на универсальный успех.

Проект посвящен 110-летию отечественной анимации: экспозиция имеет хронологически-тематическую структуру, материал разделен на десять глав — «Первооткрыватели», «Сказочный реализм», «Авторская анимация» и т.п.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

По словам одного из организаторов, главы архитектурного бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, ее невероятно тронули куклы из любимых мультфильмов, рисунки, раскадровки — первооснова того, что составляет лучшие моменты наших детских воспоминаний. Весь этот материал, по ее мнению, заслуживает не менее трепетного к себе отношения, чем, скажем, графика Дюрера.

Лауреат Каннского кинофестиваля, фильм Льва Атаманова «Снежная королева» (1957) считается одним из непревзойденных образцов сказочной анимации. Сам Хаяо Миядзаки признавался, что в юности выбрал творческий путь после просмотра этого фильма. Он же не раз называл своим учителем Юрия Норштейна. В ­2003-м на фестивале в Токио 140 аниматоров и кинокритиков выбрали 20 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Первым номером в этом списке шел «Ежик в тумане» Норштейна (1975). Вторым, кстати, его же «Сказка сказок» (1979).

А фильм Александра Петрова «Старик и море» (1999) представляет собой, в сущности, живописное произведение, «длящееся» 20 минут: 29 тыс. кадров написаны вручную масляными красками по стеклу, на работу ушло полтора года. В 2000 году титанический труд получил «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

Менее известный в России Владислав Старевич (1882–1965) стал одним из родоначальников мировой кукольной анимации. Его пародия на рыцарские сюжеты «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» (1912) произвела сенсацию во всем мире. Техника покадровой анимации была в те годы никому не известна; зрители и пресса считали, что фильм — результат невиданной системы дрессуры насекомых. По экрану на задних лапках ходили жуки: в ботфортах, при шпагах, они клялись в любви прекрасным дамам и сражались за них на дуэлях. Секрет успеха заключался в том, что Старевич всерьез увлекался энтомологией — сделанные им куклы-муляжи отличить от реальных насекомых было практически невозможно. Немудрено, что его работами восхищался Уолт Дисней.

Хотя выставка и охватывает заявленные в названии 110 лет, золотым веком отечественной анимации считается рубеж 1960–1970-х: именно тогда были созданы первые серии «Ну, погоди!», «Маугли», «Умка», «Паровозик из Ромашкова» и другие классические фильмы.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

Чтобы детям было удобно рассматривать кукол и рисунки, часть экспонатов разместили чуть ниже принятого на выставках уровня. В экспозиции много пояснительных текстов, и истории про создание мультфильмов подчас не менее занимательны, чем сами ленты.

Своего рода апофеоз всей выставки — «Фонтан дружбы», перекликающийся с главным фонтаном ВДНХ. «Струи» в нем созданы с помощью разрисованных пластмассовых листов, по кругу стоят фигуры мульт­персонажей. Так создатели выставки во главе с куратором Павлом Шведовым подчеркнули ее суть, заключенную в самом названии.

Выставка организована киностудией «Союзмульт­фильм», Фондом поддержки анимации и бюро Planet9. В ее создании приняли участие все крупнейшие российские анимационные студии. 

ВДНХ. Павильон № 34. Центр «Космонавтика и авиация»
Жить дружно
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+