18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Модерн в русской иконе»: декоративное обрамление духовного содержания

Богоматерь из композиции «Благовещение». Начало ХХ в. Фото: Музей христианского искусства
Богоматерь из композиции «Благовещение». Начало ХХ в.
Фото: Музей христианского искусства
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Церковное декоративно-прикладное искусство конца XIX — начала XX века редко привлекает к себе широкое внимание. Музей имени Андрея Рублева исправил положение, организовав выставку, на которой оклады ценнее образов

Большинство экспонатов выставки «Модерн в русской иконе» хранятся в частных коллекциях, и только часть — из собственного собрания Музея Рублева, из Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и Музея русской иконы имени Михаила Абрамова (который, впрочем, основан на личном собрании).

Состав выставки, каковы бы ни были его истинные причины, отражает историю отношения к иконам модерна в отечественном искусствознании, где долгое время чтили образы только допетровского времени, и только они попадали в собрания ведущих музеев. Коллекционеры же не были обременены учеными предрассудками, они собирали то, что нравится.

«Покров Богородицы». Икона в окладе. 1910-е. Оклад: Мастерская серебряных изделий Ф.Я. Мишукова. Фото: Собрание К.П. Калашникова
«Покров Богородицы». Икона в окладе. 1910-е. Оклад: Мастерская серебряных изделий Ф.Я. Мишукова.
Фото: Собрание К.П. Калашникова

Вторая особенность выставки: она представляет не столько религиозную живопись в стиле модерн, сколько декоративно-прикладное церковное искусство. Именно оклады, а не изображения, в основном неоригинальные и анонимные, демонстрируют здесь особенности возникшего в конце XIX — начале XX века большого стиля с его пристрастием к растительным орнаментам и плавным линиям. Потому и на этикетках нет фамилий иконописцев, а только названия мастерских, где были сделаны оклады: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова, Мастерская серебряных изделий Ф.Я.Мишукова, Товарищество «П.И.Оло­вя­ни­шни­ко­ва сыновья».

Конечно, авторы выставки — директор музея Михаил Миндлин, главный научный сотрудник Светлана Гнутова и заведующая отделом экспертизы Жанна Белик — не обошлись без всем известных имен. В экспозиции представлены картины Михаила Нестерова «Христос, благословляющий отрока Варфоломея» и «Всадники», два синих керамических ангелочка Михаила Врубеля и эскиз Виктора Нестерова «Святитель Алексий, митрополит Московский». Но самыми привлекательными экспонатами стали именно оклады.

«Господь Вседержитель». Икона в окладе. 1908–1917. Икона: Мастерская А.Я.Вашурова (?). Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова. Фото: Коллекция семьи Карисаловых
«Господь Вседержитель». Икона в окладе. 1908–1917. Икона: Мастерская А.Я.Вашурова (?). Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова.
Фото: Коллекция семьи Карисаловых

В центре экспозиции — своеобразный триптих: два парных оклада к иконам Богоматерь Казанская и Святитель Николай Чудотворец и несколько большего размера оклад к несохранившемуся Христу Вседержителю. Все они сделаны по эскизам Сергея Вашкова в разных мастерских, но одним мастером — Кузьмой Коновым. У этих киотов одинаковая оригинальная форма и асимметричные накладки с изображением фантазийных животных. Невиданные звери и растения, столь любимые модерном, также искусно вписаны в покрывающий киоты орнамент. Эти оклады смотрятся как малые архитектурные формы — такие надежные «дома» для образов.

На выставке есть совсем иной оклад, лаконичный, работы тех же Вашкова и Конова: в Богоматери Иверской тонкие серебряные полоски соответствуют прориси иконы. Этот прием повторяли в своих работах и другие мастера, чьи имена не сохранились. Совсем по-другому решен оклад Богоматери Казанской: здесь композиция геометрически выверенная, с чередованием мелких окружностей и квадратов и с крупными изображениями листьев папоротника по бокам. По ней видно, насколько талантлив и свободен в работе был Сергей Вашков. Именно он, ученик Виктора Васнецова, выпускник Строгановского училища, признан ведущим мастером модерна в русском церковном декоративно-прикладном искусстве.

«Богоматерь Казанская». Икона в окладе. 1908–1917. Оклад: Н.А.Алексеев (по рисунку С.И.Вашкова). Частное собрание. Фото: Музей имени Андрея Рублева
«Богоматерь Казанская». Икона в окладе. 1908–1917. Оклад: Н.А.Алексеев (по рисунку С.И.Вашкова). Частное собрание.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

Собранные на выставке произведения — в основном небольшого формата, камерные, предназначенные не для церковных, а для домашних интерьеров. В зале музея они демонстрируются рядами, плотно прилегая друг к другу, мелкие вещи показаны в витринах — все это склоняет к медленному и несуетливому рассматриванию пусть не великих, но достойных образцов русского религиозного искусства, созданного в стиле, существовавшем всего пару десятилетий.  

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Модерн в русской иконе»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+