18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Движется, мерцает или обманывает зрение: оп-арт длиною больше полувека

Александр Григорьев. «Пространственный объект - аллюзия на темы Эль Лисицкого». 1972. Фото: «Бюро Маяк»
Александр Григорьев. «Пространственный объект - аллюзия на темы Эль Лисицкого». 1972.
Фото: «Бюро Маяк»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

История советского оптического и кинетического искусства стала чуть упорядоченнее с выходом каталога произведений художника Александра Григорьева, входившего на рубеже 1960–1970-х в легендарную группу «Движение»

Александр Григорьев, чьим произведениям посвящена эта книга, широкой публике известен гораздо меньше, чем его друзья по арт-группе «Движение» 1960–1970-х годов, куда, помимо ее основателя Льва Нусберга, в разные годы входили Римма Заневская-Сапгир, Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук и другие художники. В своем творчестве Александр Ефимович сосредоточился на оп-арте, причем на достаточно консервативной технике — станковой живописи, которая, благодаря его деликатному чутью оттенков, оказывается ошеломительной.

«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. VI. Оп-арт Александра Григорьева». М.: «Бюро Маяк», 2023. 136 с.
«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. VI. Оп-арт Александра Григорьева». М.: «Бюро Маяк», 2023. 136 с.

Возвращение этого имени в отечественную историю искусства началось несколько лет назад, когда коллекционер Роман Бабичев наткнулся на работу Григорьева на какой-то групповой выставке, заинтересовался им и начал разыскивать. Художник нашелся довольно легко — немолодым, но бодрым и здоровым. Интерес Бабичева к его творчеству Григорьева окрылил, и это стало началом их дружбы. Коллекционер приобрел многое из остававшегося в мастерской художника с советских времен. Кроме того, специально для Бабичева по уцелевшим эскизам Григорьев повторил несколько циклов своих работ 1960–1970-х годов, по разным причинам утраченных или уничтоженных. Все они имеют добросовестную двойную дату — из века прошлого и века текущего.

В итоге картин, картонов и объектов Григорьева у коллекционера накопилось столько, что этой весной он смог организовать персональную выставку художника в Московском музее современного искусства на Петровке («Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева», до 11 июня). В нескольких залах показаны полторы сотни произведений разных периодов, и суммарно они весомо обозначили место Григорьева в ряду художников «второго авангарда», в том числе и как успешного продолжателя экспериментов авангарда первого: проунов Эль Лисицкого, орнаментов Варвары Степановой, цветомузыки Михаила Матюшина.

Александр Григорьев, Лев Нусберг. «Пришельцы в лесу». Кинетическо-футорологическая игра на природе. Чертаново, Москва. 1971. Фото: «Бюро Маяк»
Александр Григорьев, Лев Нусберг. «Пришельцы в лесу». Кинетическо-футорологическая игра на природе. Чертаново, Москва. 1971.
Фото: «Бюро Маяк»

К открытию выставки Роман Бабичев выпустил каталог, который одновременно стал шестым томом описания его коллекции (правда, пятый — «Русское искусство. 1953 — 2010-е» — еще находится в работе). В череде томов, документирующих это обширное собрание, том про Григорьева — уже второй, посвященный отдельно взятой фигуре (в предыдущий раз это был Александр Ведерников, еще один художник, возвращенный Бабичевым из сумрака). Однако впервые в издании представлено исключительно нефигуративное искусство, для указанной коллекции вроде бы нетипичное. Впрочем, оказавшись на выставке, мы понимаем, что эти работы целиком отвечают вкусу коллекционера, всегда умевшего выбирать самое яркое и энергичное.

В отличие от предыдущих фолиантов, на этот раз получился довольно тонкий альбом в мягкой обложке и с небольшим количеством коротких статей. Сопроводительный текст кратко проходится по биографии Григорьева и основным периодам его творчества, особо не углубляясь в подробности истории и идеологии «Движения» (такого рода сведения лучше изложены в статье Александры Обуховой «Коллектив „Движение“: эхо авангарда. Противоречивая история кинетического искусства в СССР», написанной для книги The Other Transatlantic: Kinetic and Op Art in Eastern Europe and Latin America (Варшава, 2017) и опубликованной на русском языке на сайте музея «Гараж»). История советского оп-арта и ее персонажи продолжают ждать своего летописца, однако хорошо, что хотя бы один из них, причем весьма талантливый, наконец как следует обозначен и зафиксирован.  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+