18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Другие грани» в Нижнем Новгороде: русский авангард из уральских коллекций

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

206 картин 80 авторов из 7 уральских музеев и частного собрания на время поселились в выставочном пакгаузе на нижегородской стрелке. Не будет преувеличением сказать: именно так должны выглядеть горизонтальные связи между региональными музеями

В уральских музеях хранятся высококлассные коллекции русского авангарда. Здесь и звезды первой величины (Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Александр Родченко), и вообще не звезды — картины завораживают, а об авторах, кроме имени и фамилии, порой почти ничего не известно. После Октябрьской революции, с 1918 по 1922 год, работы централизованно закупали в специальный художественный фонд и затем из Москвы распределяли и отправляли по городам РСФСР — для создания музеев современного искусства. И вот они собрались вместе в Нижнем Новгороде: 206 работ 80 авторов из семи уральских музеев и одного частного собрания выставлены в одном из двух пакгаузов на стрелке.

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Наверное, стоит сразу уточнить, почему Урал и почему в Нижнем Новгороде. Дело в соглашении о сотрудничестве, в рамках которого Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) и Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) уже несколько лет обмениваются экспонатами. «Со временем наше сотрудничество доросло до уровня совместных выставок, — объясняет сокуратор выставки Ирина Миронова, ученый секретарь НГХМ. — Одна из них, посвященная импрессионизму, „Запечатленный свет“, прошла в начале этого года в Екатеринбурге. И вот ответный визит уральских коллег в Нижний Новгород — но уже коллективный».

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Изначально планировалось сделать экспозицию на основе собрания ЕМИИ — а это более 50 произведений авангардистов 1910–1920-х годов. Однако авторам выставки захотелось другого масштаба.

Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг: «Нам захотелось максимально полно показать авангард из различных музеев Урала, продемонстрировать творчество не только великих, но и менее значительных мастеров авангардного движения в большом временном промежутке — от самых его истоков до неизбежного исхода. Кроме того, возникла идея сделать акцент на том, чего нет в других музейных собраниях России — показать произведения художников, которые были связаны с авангардным движением, а теперь являются эксклюзивной собственностью и гордостью нескольких уральских собраний».

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Нижнетагильский музей изобразительных искусств гордится собранием произведений ленинградца Павла Голубятникова (1891–1942), ученика Кузьмы Петрова-Водкина; Челябинский — работами Николая Русакова (1888–1941), учившегося вместе с Александром Родченко в Казанской художественной школе у Николая Фешина. Отдельного внимания заслуживает подборка живописи и графики самобытного и яркого художника Петра Субботина-Пермяка (1886–1923) из Пермской художественной галереи и Коми-Пермяцкого краеведческого музея. В екатеринбургском частном собрании была сохранена и отреставрирована большая коллекция произведений художника-символиста Василия Денисова (1862–1922).

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Рабочим вариантом названия выставки был «Русский авангард и его окрестности». Но в процессе подготовки родилось словосочетание «другие грани». Авторам оно показалось емким и многозначным. «Это и другие грани русского авангарда, и другие грани собраний российских музеев, и разные этапы творчества художников авангарда, — продолжает Ольга Горнунг. — Кроме того, слово „грани“ ассоциируется с уральскими самоцветами, их сверкающими поверхностями».  

Выставочный пакгауз
«Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+