18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сага о ювелирах, основанная на документах из чемодана

Борис Кустодиев. «Портрет великой княгини Марии Павловны». 1911. Фото: Wikimedia Commons
Борис Кустодиев. «Портрет великой княгини Марии Павловны». 1911.
Фото: Wikimedia Commons
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

История нескольких поколений семьи Картье изложена в этой книге человеком отнюдь не посторонним — Франческой Картье Брикелл, членом династии. Отсюда ее интерес к биографическим обстоятельствам и психологическим характеристикам

В наши дни никто уже не пишет толстых семейных романов в стиле Льва Толстого, Маргарет Митчелл или Джона Голсуорси (а зря). Но опытные любители жанра знают, где можно найти увлекательные современные саги о династиях и семейном бизнесе. В нон-фикшене. Новая книга, посвященная истории династии Картье, причем написанная представительницей фамилии, рассказывает о хитросплетениях генеалогических древ, браках со склонными к душевной болезни девицами, американскими наследницами и венгерскими графинями, а также о борьбе за сырьевой рынок в Голконде и Аравии и клиентский — на Монмартре и Манхэттене.

Франческа Картье Брикелл. «Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». М.: Одри, 2022. 704с.
Франческа Картье Брикелл. «Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». М.: Одри, 2022. 704с.

С конца XIX века по 1970-е годы несколько поколений семьи Картье развивают свою фирму, выживают в войнах, путешествуют и в Индию, и в Россию, сталкиваются с коварством конкурентов и безалаберностью венценосных покупателей, переживают, что никак не родится мальчик-наследник… А заодно придумывают основы современной рекламы и маркетинга, а также такие ключевые вещи, как платиновая оправа украшений и наручные мужские часы. Ну и стиль ар-деко в ювелирном искусстве.

Автор книги Франческа Картье Брикелл — прямой потомок основателя бренда и внучка того из Картье, который последним продал свою долю безличному интернациональному концерну в 1970-х. Поэтому она написала книгу о Cartier как о людях — а не как о фирме или стиле драгоценностей. Текст набит историями о живых, эмоцио­нальных людях, которые сталкиваются с различными вызовами. Причем вызовы творческие, ведущие к возникновению ювелирных шедевров, оказываются тут столь же важными, как и любые другие жизненные (например, стоит ли жениться на даме, которая не нравится папе, или куда эвакуировать детей во время немецкого вторжения). Писательница переживает за своих персонажей, ведь они ее семья, и заражает своим теплом и любопытством к ушедшим предкам и читателя.

Кинозвезда 1960-х Мария Феликс была среди знаменитых клиентов фирмы. Фото: Cartier
Кинозвезда 1960-х Мария Феликс была среди знаменитых клиентов фирмы.
Фото: Cartier

Толчком к написанию книги послужила неожиданная находка: в закромах семейного дома обнаружился чемодан с позабытыми бумагами. И в дальнейшем автор будет без малейшего стеснения (действительно, зачем оно в хорошем деле?) пользоваться преимуществами собственной фамилии: сохранившимися в домах родичей документами, беседами с экс-сотрудниками фирмы, которые счастливы поделиться воспоминаниями с «девочкой», и собственно архивом компании Cartier, которая перед наследницей имени свои двери закрывать не стала. Человеку со стороны такое, безусловно, не удалось бы.

На 700 страницах этой семейно-производственной саги нашлось место рассказу и о лучших дизайнерах, и об источниках их вдохновения (включая Льва Бакста). Огромный объем информации почти не увеличен за счет иллюстраций, ведь читатель легко найдет фото работ Cartier в интернете или в специальных глянцевых альбомах и каталогах.

Шкатулка Cartier. Фото: Cartier
Шкатулка Cartier.
Фото: Cartier

Отдельно отметим особенность русскоязычной версии, выпущенной издательством «Одри». Это не просто перевод. Два года Елена Веселая, научный редактор книги и историк ювелирного искусства, выверяла фрагменты авторской рукописи, касающиеся отношений семьи Картье с Российской империей, эмигрантами и большевиками, согласно сохранившимся на нашей стороне источникам. В результате ее исследований Картье Брикелл внесла ряд правок. В России книга успела выйти раньше, чем во Франции, и перевод включил ряд фрагментов, специально дополненных Еленой Веселой для отечественной аудитории. Читать, например, о том, как травили и кошмарили приехавшего в Петербург Картье конкуренты во главе с Фаберже, крайне увлекательно. Единственное, что расстраивает в издании: подробные примечания в конце книги занимают почти 80 страниц, но в основном тексте ни одной сноски нет. Это, конечно, придало верстке элегантность, но все же выглядит странным сюрпризом.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+