18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сага о ювелирах, основанная на документах из чемодана

Борис Кустодиев. «Портрет великой княгини Марии Павловны». 1911. Фото: Wikimedia Commons
Борис Кустодиев. «Портрет великой княгини Марии Павловны». 1911.
Фото: Wikimedia Commons
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

История нескольких поколений семьи Картье изложена в этой книге человеком отнюдь не посторонним — Франческой Картье Брикелл, членом династии. Отсюда ее интерес к биографическим обстоятельствам и психологическим характеристикам

В наши дни никто уже не пишет толстых семейных романов в стиле Льва Толстого, Маргарет Митчелл или Джона Голсуорси (а зря). Но опытные любители жанра знают, где можно найти увлекательные современные саги о династиях и семейном бизнесе. В нон-фикшене. Новая книга, посвященная истории династии Картье, причем написанная представительницей фамилии, рассказывает о хитросплетениях генеалогических древ, браках со склонными к душевной болезни девицами, американскими наследницами и венгерскими графинями, а также о борьбе за сырьевой рынок в Голконде и Аравии и клиентский — на Монмартре и Манхэттене.

Франческа Картье Брикелл. «Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». М.: Одри, 2022. 704с.
Франческа Картье Брикелл. «Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». М.: Одри, 2022. 704с.

С конца XIX века по 1970-е годы несколько поколений семьи Картье развивают свою фирму, выживают в войнах, путешествуют и в Индию, и в Россию, сталкиваются с коварством конкурентов и безалаберностью венценосных покупателей, переживают, что никак не родится мальчик-наследник… А заодно придумывают основы современной рекламы и маркетинга, а также такие ключевые вещи, как платиновая оправа украшений и наручные мужские часы. Ну и стиль ар-деко в ювелирном искусстве.

Автор книги Франческа Картье Брикелл — прямой потомок основателя бренда и внучка того из Картье, который последним продал свою долю безличному интернациональному концерну в 1970-х. Поэтому она написала книгу о Cartier как о людях — а не как о фирме или стиле драгоценностей. Текст набит историями о живых, эмоцио­нальных людях, которые сталкиваются с различными вызовами. Причем вызовы творческие, ведущие к возникновению ювелирных шедевров, оказываются тут столь же важными, как и любые другие жизненные (например, стоит ли жениться на даме, которая не нравится папе, или куда эвакуировать детей во время немецкого вторжения). Писательница переживает за своих персонажей, ведь они ее семья, и заражает своим теплом и любопытством к ушедшим предкам и читателя.

Кинозвезда 1960-х Мария Феликс была среди знаменитых клиентов фирмы. Фото: Cartier
Кинозвезда 1960-х Мария Феликс была среди знаменитых клиентов фирмы.
Фото: Cartier

Толчком к написанию книги послужила неожиданная находка: в закромах семейного дома обнаружился чемодан с позабытыми бумагами. И в дальнейшем автор будет без малейшего стеснения (действительно, зачем оно в хорошем деле?) пользоваться преимуществами собственной фамилии: сохранившимися в домах родичей документами, беседами с экс-сотрудниками фирмы, которые счастливы поделиться воспоминаниями с «девочкой», и собственно архивом компании Cartier, которая перед наследницей имени свои двери закрывать не стала. Человеку со стороны такое, безусловно, не удалось бы.

На 700 страницах этой семейно-производственной саги нашлось место рассказу и о лучших дизайнерах, и об источниках их вдохновения (включая Льва Бакста). Огромный объем информации почти не увеличен за счет иллюстраций, ведь читатель легко найдет фото работ Cartier в интернете или в специальных глянцевых альбомах и каталогах.

Шкатулка Cartier. Фото: Cartier
Шкатулка Cartier.
Фото: Cartier

Отдельно отметим особенность русскоязычной версии, выпущенной издательством «Одри». Это не просто перевод. Два года Елена Веселая, научный редактор книги и историк ювелирного искусства, выверяла фрагменты авторской рукописи, касающиеся отношений семьи Картье с Российской империей, эмигрантами и большевиками, согласно сохранившимся на нашей стороне источникам. В результате ее исследований Картье Брикелл внесла ряд правок. В России книга успела выйти раньше, чем во Франции, и перевод включил ряд фрагментов, специально дополненных Еленой Веселой для отечественной аудитории. Читать, например, о том, как травили и кошмарили приехавшего в Петербург Картье конкуренты во главе с Фаберже, крайне увлекательно. Единственное, что расстраивает в издании: подробные примечания в конце книги занимают почти 80 страниц, но в основном тексте ни одной сноски нет. Это, конечно, придало верстке элегантность, но все же выглядит странным сюрпризом.  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+