18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фотоколлекция Музея Виктории и Альберта зажила полной жизнью

Залы Центра фотографии теперь тянутся вдоль всего северо-восточного крыла исторического здания V&A.  Фото: V&A Museum
Залы Центра фотографии теперь тянутся вдоль всего северо-восточного крыла исторического здания V&A.
Фото: V&A Museum
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Семь тематических залов Центра фотографии теперь демонстрируют весь спектр старейшей в мире коллекции светописи. Тем не менее одними лишь музейными архивами дело не ограничивается: на авансцену довольно решительно выходят и новые художники

Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне начал собирать коллекцию фотографии с момента своего основания в 1852 году. Такое раннее признание фотографии как искусства для того времени было новаторским: V&A стал первым в мире музеем, собирающим отпечатки и негативы. Сегодня в его архивах хранится более 800 тыс. фотоматериалов. Однако до сих пор музей показывал публике лишь крошечную часть этого собрания.

И вот наконец 25 мая завершился процесс создания долгожданного Центра фотографии. Расположенный в северо-восточном крыле музея в Южном Кенсингтоне, он уже прослыл долгостроем. Первая очередь открылась в 2018 году, сумев привлечь в три раза больше посетителей, чем ожидалось. «Это была наша первая серьезная попытка отвоевать себе постоянное место в музее», — говорит Мартин Барнс, глава отдела фотографии Музея Виктории и Альберта. Сначала удалось открыть всего три зала, сейчас добавилось еще четыре. В итоге выставочная площадь центра составила более 1 тыс. кв. м, залы растянулись по всей длине северо-восточного крыла.

В 2016 году Центр фотографии пополнил фонды архивами Королевского фотографического общества. Фото: V&A Museum
В 2016 году Центр фотографии пополнил фонды архивами Королевского фотографического общества.
Фото: V&A Museum

«Мы хотели показать фотографию во всех ее проявлениях — от книжной страницы до негатива на стекле, отпечатка на стене или в цифровом виде, — рассказывает Барнс. — Это один из немногих музеев в мире, где можно увидеть весь диапазон».

Еще в 2016 году Центр фотографии укрепил свои исторические позиции, пополнив фонды архивами Королевского фотографического общества — огромным собранием кадров, книг и фотоаппаратов. Эта коллекция ранее хранилась в Национальном музее науки и СМИ в Йоркшире, в городе Брэдфорд.

Но собирает центр и современные произведения. Например, в сентябре 2021 года V&A анонсировал проект Parasol Women in Photography Project, который стал возможным благодаря пожертвованию в размере £3 млн от фонда Parasol Foundation Trust. Финансирует проект Рут Моника Парасоль, миллиардер-филантроп из Сан-Франциско.

Центр фотографии собирает и современные произведения. Фото: V&A Museum
Центр фотографии собирает и современные произведения.
Фото: V&A Museum

В марте 2022 года Музей Виктории и Альберта назначил Фиону Роджерс, бывшего главного операционного директора фотоагентства Magnum, куратором фонда Parasol Foundation. Ее основная задача — оценить вклад в фотографию авторов-женщин. По словам Роджерс, должность, созданная специально для нее, отражает необходимость «сбалансировать» коллекцию. Сейчас только 15% работ в собрании создано женщинами, и новый куратор стремится изменить эту статистику. «Мы находимся в процессе инвентаризации существующей коллекции», — говорит она.

Ее деятельности, привлекающей внимание к альтернативным историям, посвящена первая выставка центра, где наряду с экспонатами, относящимися к эпохе зарождения искусства фотографии, представлены работы современного британского фотографа Лиз Джонсон Артур и немецкой художницы Веры Люттер, а также серия автопортретов современного перуанского фотографа Тарры Крайнак.

Внутренний двор Центра фотографии. Фото: V&A Museum
Внутренний двор Центра фотографии.
Фото: V&A Museum

Помимо поддержки новых художников, Фиона Роджерс и ее команда изучили коллекцию в поисках фотографий, которые долгие годы игнорировали. Еще до открытия выставки куратор в соцсетях дала новую оценку работам фотографа Джулии Маргарет Кэмерон, первая выставка которой состоялась в Музее Южного Кенсингтона (так V&A назывался в 1857–1899 годах) в 1865 году. Роджерс также загодя поделилась содержимым фотоальбомов, раскрашенных вручную незнакомками Викторианской эпохи, и архивами Изабель Агнес Каупер, запечатлевшей экспонаты и пространства Музея Южного Кенсингтона. «Мы искали обойденные вниманием сообщества и забытые поколениями истории, в основном связанные с художницами», — объясняет куратор.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+