18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

От Розы к Лучу: как в недрах русского символизма зарождался авангард

Николай Рябушинский. «Тщеславие». Фрагмент. Фото: Дом русского зарубежья
Николай Рябушинский. «Тщеславие». Фрагмент.
Фото: Дом русского зарубежья
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Выставка в Доме русского зарубежья отдает дань меценату Николаю Рябушинскому, который воспитывал вкусы публики начала ХХ века на лучших работах русских художников — от Павла Кузнецова до Роберта Фалька

Выставка, инициатором которой стала галерея «Веллум», посвящена короткому, но важному периоду отечественного искусства, когда в недрах символизма/модерна зарождался авангард. Повивальной бабкой (если так можно сказать) этого процесса был московский филантроп Николай Рябушинский. Вокруг его яркой личности и бурной деятельности и построено выставочное повествование.

Выставка «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья. Фото: Дом русского зарубежья
Выставка «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья.
Фото: Дом русского зарубежья

Николай Павлович принадлежал к многочисленному семейству предпринимателей-старообрядцев, у него было семь братьев и пять сестер. В семье считалось хорошим тоном покровительствовать искусству, педагогике и науке. В отличие от братьев, успешно занимавшихся бизнесом, Николай не умел зарабатывать деньги, он лишь со вкусом их тратил. Рядом с Петровским парком он построил роскошную виллу «Черный лебедь», устраивал там пиры, о которых говорила вся Москва. В 1906-м Рябушинский затеял выпуск роскошного по полиграфии журнала «Золотое руно», который стал трибуной движения символистов. Неумение вести дела привело к тому, что Николай Павлович фактически разорился. Журнал в 1909 году он закрыл, виллу, пострадавшую от пожара, продал. С 1914-го и до конца дней Рябушинский жил в Париже, занимаясь антикварной торговлей. Эксцентричного миллионера в обществе, да и в собственной семье, часто не принимали всерьез. Вместе с тем он внес огромный вклад в арт-процесс в России начала XX века.

Параллельно изданию журнала (и при его информационной поддержке) Рябушинский занимался выставочной деятельностью. В 1907-м он провел выставку «Голубая роза», на которой познакомил московскую публику с художниками-символистами из одноименной группы: Павлом Кузнецовым, Петром Уткиным, скульптором Александром Матвеевым и другими.

ВыставкА «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья. Фото: Дом русского зарубежья
ВыставкА «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья.
Фото: Дом русского зарубежья

На выставке «Салон Золотого руна» в 1908 году наряду с работами русских художников Рябушинский представил полотна французских импрессионистов и фовистов: Поля Гогена, Эдгара Дега, Альбера Марке, Анри Матисса, Поля Сезанна — и тем самым дал толчок их популярности в России. Именно тогда знаменитое «Ночное кафе в Арле» Винсента ван Гога купил Иван Морозов.

«Если бы не экстравагантная натура Николая Рябушинского, история могла бы сложиться иначе, — говорит куратор Любовь Агафонова. — Роль русского мецената и коллекционера весьма показательна, на что мы и хотим обратить внимание».

На выставке «Золотого руна», прошедшей зимой 1909–1910 годов, с шумным успехом заявили о себе Наталия Гончарова, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Илья Машков, Роберт Фальк. Символизм соседствовал с авангардным направлением — лучизмом: образно говоря, роза превращалась в луч, — и очевидным стало взаимовлияние русской и французской художественных традиций.

Михаил_Врубель. «Демон». 1890-е. Фото: Дом русского зарубежья
Михаил_Врубель. «Демон». 1890-е.
Фото: Дом русского зарубежья

На нынешней выставке «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья представлены работы Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Врубеля, Николая Сапунова, Артура Фонвизина и других мастеров. Особое внимание уделяется экспонентам выставки «Голубая роза» 1907 года.

Экспозиция включает редкие документы, рукописи, письма, фотографии, экземпляры журналов «Золотое руно». Особый раздел посвящен вилле «Черный лебедь» и ее убранству. Не обойдены вниманием литераторы, сотрудничавшие с «Золотым руном»: Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Федор Сологуб.

В рамках проекта демонстрируется специально созданный документальный фильм о художниках круга Рябушинского, подготовлен альбом-каталог. 

Дом русского зарубежья
«От Розы к Лучу.
«Голубая роза» и «Золотое руно».
Истоки и продолжение. Живопись, графика, скульптура русских символистов 1890–1920-х годов»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+