18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

«Искусство манга»: выставка в «Севкабеле» развеивает стереотипы

Двойной выпуск юбилейного журнала Weekly Shonen Jump c тысячной главой манги «Большой Куш». Shueisha. 2021. Фото: «Севкабель порт»
Двойной выпуск юбилейного журнала Weekly Shonen Jump c тысячной главой манги «Большой Куш». Shueisha. 2021.
Фото: «Севкабель порт»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Если вы считаете этот жанр легкомысленным, то проект может изменить вашу точку зрения. Более 200 экспонатов раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством

Для зумеров этот проект на все лето должен стать местом паломничества. И он им, по-видимому, станет — в первую очередь благодаря залам, которые посвящены мегапопулярным манга (и одноименным аниме-сериалам) «Наруто» и «Атака титанов». Однако у создателей выставки «Искусство манга» другие амбиции. Куратор Анна Пушакова считает, что главный стереотип, существующий относительно манги, — считать ее легкомысленным увлечением детей и подростков. Лучший способ развеять заблуждения — это просвещение. «Мы хотим продемонстрировать, что манга представляет собой серьезное художественное направление глобального масштаба. Поэтому наша выставка — большой образовательный проект, который поможет разрешить возможные поколенческие недопонимания и лучше узнать сегодняшнюю молодежь», — поясняет куратор.

Сцена из манги «Наруто». Официальная издательская реплика_фукусэй-гэнга. Ограниченный тираж Shueisha. Фото: «Севкабель порт»
Сцена из манги «Наруто». Официальная издательская реплика_фукусэй-гэнга. Ограниченный тираж Shueisha.
Фото: «Севкабель порт»

Отправным пунктом выставки «Искусство манги», открывшейся в «Севкабеле», стала другая выставка, City Manga, прошедшая в 2019 году в Британском музее. Ее авторам удалось запустить дискуссию о том, достойна ли манга отдельной главы в истории искусства. «Искусство манга» напоминает британский проект размерами, но есть отличие: российская команда сделала упор на образовательную и историческую часть, представив разные версии появления манги. «В этом очень помогает манга об истории манги, которая была нарисована специально для нашей выставки», — говорит Анна Пушакова. Идею реализовали авторы московского издательства Bubble Comics — художник Марина Привалова и сценарист Кирилл Кутузов.

Более 200 экспонатов, выстроенных в хронологической последовательности, раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством. Представлены экспонаты разного типа — как созданные в единственном экземпляре (рукописи и эскизы), так и тиражная графика. «Следует понимать, что к тиражным произведениям относятся, к примеру, книги и гравюры XVIII–XIX веков, которые сегодня представляют собой большую редкость. Так, мы показываем два тома из знаменитой „Манги“ Хокусая XIX века, чтобы проследить связь между издательским делом в период Эдо (1603–1868) и современной манга-индустрией», — рассказывает Пушакова. Солидная академическая база выставки обусловлена опытом куратора: Анна Пушакова работала хранителем коллекции живописи и графики Дальнего Востока в Государственном музее Востока в Москве.

«Манга дайсэнгун». Приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931. Фото: «Севкабель порт»
«Манга дайсэнгун». Приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931.
Фото: «Севкабель порт»

В 20 залах выставки представлены многочисленные экспонаты из частных коллекций Японии, Китая и Европы: гравюры, свитки, книги, газеты и журналы, автографы, рукописи и многое другое, включая целлулоидные кадры для создания покадровой анимации и редкие аниме-постеры. Почти все они никогда не выставлялись ранее. Сопровождает экспозицию оригинальная инфографика, в которой раскрывается история индустрии, показаны инструменты художников, даны комментарии к раскадровкам.  

«Севкабель порт»
«Искусство манга»
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+