18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Гений родом из СССР: умер Илья Кабаков

Анатолий Брусиловский. «Илья Кабаков». Из серии «Пантеон русского авангарда». 2005. Фото: ММОМА
Анатолий Брусиловский. «Илья Кабаков». Из серии «Пантеон русского авангарда». 2005.
Фото: ММОМА

В США, не дожив четырех месяцев до своего 90-летия, скончался выдающийся художник, лидер московского концептуализма, прославившийся как автор тотальных инсталляций о советском мире

«Он музеефицировал наше (то есть советское. — Прим. ред.) прошлое для будущего, так же как греческие мастера сохранили следы ушедшей великой цивилизации», — написал в соцсети коллекционер и продюсер Игорь Цуканов. «Вечный труженик, он никогда не переставал создавать новое и на девяностом году продолжал работать в своей мастерской, причем над огромными, многометровыми полотнами», — отметил философ и культуролог Михаил Эпштейн. «Он оставил у меня впечатление нервного, ранимого, закрытого человека. Гений — звучит слишком высокопарно, но как гений эпохи и гений места — да, несомненно, он таким был», — резюмировала впечатления от встреч главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова. «Он рефлексировал всё, в том числе и не поддающееся рефлексии. Не в плане абстрагирования, отвлеченных категорий, даже оценок, а как он умел — пугающе наглядно», — отозвался искусствовед, глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский. «Он сбежал от советской власти при первой возможности, но она так его и не отпускала, и он создал свой мир кошмарного счастья, где он был главным персонажем», — подытожил художник Сергей Мироненко. Весть о смерти Ильи Кабакова 27 мая заставила многих вспомнить его инсталляцию «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) — так головокружительна была его художественная карьера.

Илья и Эмилия Кабаковы. «Комната #3. Человек, улетевший в космос из своей комнаты», представленная в рамках выставки «В будущее возьмут не всех» в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Илья и Эмилия Кабаковы. «Комната #3. Человек, улетевший в космос из своей комнаты», представленная в рамках выставки «В будущее возьмут не всех» в Главном штабе Государственного Эрмитажа.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске (ныне Днепр), его отец был слесарем, а мама — бухгалтером. В 1943 году, находясь в эвакуации в Самарканде, он поступил в Ленинградскую художественную школу, в 1945-м перевелся в МСХШ, затем окончил Суриковский институт. В 1960–1980-е годы он был успешным иллюстратором детских книг (оформил 150 книжек), членом МОСХ, построил мастерскую в дореволюционном доме «Россия» на Сретенском бульваре и ездил на машине «Волга». И одновременно Кабаков был лидером неофициального искусства, у него в гостях собирались все прогрессивные художники, он формировал вокруг себя поле новых смыслов, или, словами писателя Владимира Сорокина, «пузырь культурного воздуха».

Философ Борис Гройс объединил это творческое сообщество в направление в знаменитой статье «Московский романтический концептуализм» (опубликована в неподцензурном журнале «А — Я» в 1978 году. — Прим. ред.), синхронизировавшей московскую сцену с мировым художественным процессом.

Георгий Кизевальтер. Илья Кабаков в свой мастерской. Фото: RAAN
Георгий Кизевальтер. Илья Кабаков в свой мастерской.
Фото: RAAN

Одним из главных достижений Ильи Кабакова и близких ему художников (таких как Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич и Елена Елагина) стал принцип «остранения», выраженный в идее «персонажного автора» — произведений, созданных от лица вымышленных героев.

Такие герои — человеческие типы населяют, как жители коммуналки, самый знаменитый альбом Ильи Кабакова «Десять персонажей» (1972–1975). Их имена сами по себе говорящи: «Вшкафусидящий Примаков», «Полетевший Комаров», «Мучительный Малыгин». Позднее художник посвятил этим героям отдельные инсталляции — например, «Человек, который ничего не выкидывал».

Илья и Эмилия Кабаковы. «Странный город». Гран-Пале, Париж. 2014. Фото:  Ilya & Emilia Kabakov
Илья и Эмилия Кабаковы. «Странный город». Гран-Пале, Париж. 2014.
Фото: Ilya & Emilia Kabakov

В 1987 году, в возрасте 54 лет, Илья Иосифович уехал на Запад. У него не было особых связей, он не знал даже английского языка, тем не менее за десять лет он добился невероятного успеха, в том числе благодаря неукротимой энергии своей третьей жены Эмилии, с которой они в последние десятилетия выступали как полноправные соавторы. В течение 30 лет они сделали больше 400 выставочных проектов в самых важных музеях мира.

В новую Россию Илья и Эмилия Кабаковы вернулись с выставкой в Эрмитаже в 2004 году, а в 2008-м эпохальной инсталляцией «Альтернативная история искусства» в Москве открылся музей «Гараж».

Илья и Эмилия Кабаковы.  Инсталляция «Как изменить самого себя?» на выставке «В будущее возьмут не всех» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. 2018. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Как изменить самого себя?» на выставке «В будущее возьмут не всех» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. 2018.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

В 2006-м картина Кабакова «Номер люкс» была продана на аукционе Philipps de Pury в Лондоне за $4,1 млн. Спустя два года полотно «Жук» ушло за $5,8 млн. Шесть работ Кабакова продавались на публичных торгах за суммы, превышающие $1 млн. Илья Кабаков возглавлял рейтинг самых дорогих русских живущих художников нашей газеты. Художник был лауреатом международных наград, в том числе Премии Оскара Кокошки (2002), Императорской премии Японии (2008), французского ордена Искусств и литературы. В 2017–2019 годах его большую ретроспективу показали сразу три музея: Тейт Модерн, Эрмитаж и Третьяковская галерея, — это был беспрецедентный для современного мастера международный проект (получивший премию нашей газеты как выставка года. — Прим. ред.).

Илья Кабаков. «Номер люкс». 1981. Фото: Philipps de Pury
Илья Кабаков. «Номер люкс». 1981.
Фото: Philipps de Pury

На мировой арт-сцене Илья Кабаков прославился «тотальными инсталляциями» (он ввел в обиход сам этот термин), открывающими миру изнанку советского мифа — так, его инсталляция «Красный павильон» во дворе павильона России на Венецианской биеннале заслужила особого признания. В фокусе его внимания архетипический советский (или даже более раннего происхождения — тот самый, из гоголевской «Шинели») маленький человек, задавленный тоталитарным государством.

Его инсталляции впечатляют размахом, сложностью и экзистенциальной глубиной. Это стон из-под глыб.

Он приглашает зрителя в лабиринт (инсталляция «Лабиринт. Альбом моей матери» (1990)) и заставляет, читая строки о невозможно трудной жизни своей мамы, впадать в морок отчаяния. В 1990-е годы акцентирование советских ужасов казалось конъюнктурой, особенно показанная в 1992 году на Documenta в Касселе работа «Туалет»: мазанка-сортир с буквами М и Ж на фасаде внутри представляла собой как бы стандартное советское жилье. Однако диапазон художника не был ограничен только советскими темами, его искусство гораздо шире — достаточно вспомнить целую серию инсталляций, посвященных музеям («Пустой музей», «Происшествие в музее») и футуристические проекты различных удивительных дворцов, городов и пространств, которые он показывал на Венецианской биеннале и огромной выставке в Гран-пале (2010).

Илья и Эмилия Кабаковы. «Лия Мироновна Ковалева: „Туалет“». 1992. Фото: Ilya & Emilia Kabakov
Илья и Эмилия Кабаковы. «Лия Мироновна Ковалева: „Туалет“». 1992.
Фото: Ilya & Emilia Kabakov

Искусство Кабакова — это психотерапевтический сеанс. Эти работы дают шанс заново пережить и прочувствовать советское время, преобразовать глубоко травмирующий опыт, найдя в нем универсальные, общечеловеческие смыслы. Не зря среди персонажей Кабакова был и «Человек, улетевший в картину». Илья Кабаков подарил арт-сообществу и выражение «В будущее возьмут не всех» (так называлась его статья о Малевиче 1983 года). Сегодня очевидно, что сам Илья Кабаков вместе со своими персонажами уже давно там.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+