18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Перемонтировать реальность в соответствии с убеждениями

Ханна Хёх. «Da-Dandy». 1919. Коллаж. Фото:  Bridgeman-Giraudon/Art Resource, NY/Höch, Hannah/ARS, NY
Ханна Хёх. «Da-Dandy». 1919. Коллаж.
Фото: Bridgeman-Giraudon/Art Resource, NY/Höch, Hannah/ARS, NY
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Рецепты схожие, а мотивации разные: Дон Адес исследовала особенности эстетики фотомонтажа, громко заявившего о себе в ХХ веке. История жанра ею не только описана, но и сопровождена концептуальными выводами

Классическая работа о фотомонтаже британского искусствоведа, почетного профессора Эссекского университета Дон Адес вышла в 1976 году и выдержала несколько переизданий. Текст пересматривался и дополнялся, неизменным оставался блок иллюстраций, вошедший и в русский перевод. Книга Адес, напоминающая концептуальный альбом, стала хрестоматийной не только в академическом, но и в художественном мире.

Дон Адес. «Фотомонтаж» / Пер. с англ. Н. Решетова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 232 с.
Дон Адес. «Фотомонтаж» / Пер. с англ. Н. Решетова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 232 с.

С первых страниц Адес подчеркивает трудности, возникающие при попытке определить фотомонтаж и развести его, например, с коллажем. Фотомонтаж создается из существующих изображений: фотографических реди-мейдов из прессы, рекламы и поп-культуры, узнаваемых, но вывернутых наизнанку неожиданными сопоставлениями и сближениями элементов. В целом это новый тип произведения. В кубистских или футуристских коллажах, подчеркивает Адес, посторонние элементы, как правило, включены в произведение, остающееся рисунком или картиной.

Автор кратко касается предыстории фотомонтажа. Еще не получив названия, он возникал в комбинированных работах корифеев фотографии XIX века Оскара Густава Рейландера, Генри Пинча Робинсона и других. Окончательно жанр оформился у берлинских дадаистов, советских конструктивистов и в целом у европейских сюрреалистов, чьим работам посвящен основной объем книги.

Дадаисты, согласно Дон Адес, открыли фотомонтаж. Ханна Хёх вспоминала, как они с мужем Раулем Хаусманом в 1918 году обнаружили в номере отеля патриотическую гравюру с наклеенным на нее портретом хозяина гостиницы и взяли идею на вооружение. В другом пассаже цитируется Георг Гросс, одно время именовавший себя на английский манер Джорджем Гросом. Экспериментируя с Джоном Хартфильдом в 1916 году в Берлине, они на картоне «беспорядочно наклеили друг на друга анонсы и рекламы… бутылочные этикетки… фотоснимки из иллюстрированных газет... составленные так, что картинка говорила то, что на словах пало бы жертвой цензуры».

У дадаистов фотомонтаж, по мнению Адес, превратился в сатирический прием и орудие политической критики, начав ассоциироваться «преимущественно с левыми партиями, поскольку он идеально подходит для выражения марксистской диалектики», а «за счет сопоставления образов (Хартфильду в фотомонтажах) удавалось раскрывать идеологию такой, какова она есть, показав классовую структуру общественных отношений или изобличив угрозу фашизма».

Обложка журнала «Jedermann sein eigner Fussball». 15 февраля 1919 г. Фото: Wikimedia Commons
Обложка журнала «Jedermann sein eigner Fussball». 15 февраля 1919 г.
Фото: Wikimedia Commons

Для советских конструктивистов, которые, по Адес, пришли к фотомонтажу одновременно, но независимо от дада, этот жанр стал инструментом агитации и пропаганды, призванным отразить достижения революции. В этом смысле, замечает она, конструктивистский монтаж по сути своей являлся «визионерским и утопическим».

Впрочем, оба эти понимания фотомонтажа объединены полемическим запалом в отношении старого искусства: для дадаистов — в адрес доминировавшего в Германии экспрессионизма, для конструктивистов — в адрес традиционной станковой картины, с которой надлежало покончить.

А вот у сюрреалистов монтаж был «параллелью автоматическому письму». Так, в работах Макса Эрнста «сопоставление, изменяющее природу исходного сфотографированного объекта, часто вызывает дезориентацию» и позволяет «свести вместе две совершенно разные реальности и высечь искру из их соприкосновения». Его монтажи не критиковали реальность, но открывали ее «новые грани», расширяя и углубляя представления о ней в пику стереотипам и вкусам современного общества.

Открытия, сделанные в области фотомонтажа конструктивистами, дадаистами, сюрреалистами, а также представителями Баухауса в лице Ласло Мохой-Надя и художниками движения De Stijl, впоследствии были подхвачены такими авторами, как Линдер, Кэти Брюс, фотограф Джерри Уэлсман и мультипликатор Ян Шванкмайер — краткими пассажами о них завершаются главы «Фотомонтажа».

Именно эта часть книги о монтаже в современном искусстве наиболее уязвима. Пробелы бросаются в глаза, а примеры кажутся случайными. Отсутствуют имена Марты Рослер и Барбары Крюгер, и ни слова о Филиппе Хальсмане — а вот уж кого стоило бы упомянуть, говоря о монтаже в фотографии! Впрочем, Дон Адес — специалист по авангарду межвоенного периода, и в ее книге, задумывавшейся почти полвека назад, имеется множество исторических нитей, связывающих разные понимания фотомонтажа в рамках своего времени и контекста. От которого современный читатель может уже и сам провести линии к современности, когда фотомонтаж стал до боли привычным и смотрит на нас с каждого рекламного баннера или экрана смартфона. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+