18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II

Кукла в батистовом платье на шелковом чехле. Франция. Голова: германия, фабрика Simon & Halbig. Начало ХХ в. Фото: Государственный Эрмитаж
Кукла в батистовом платье на шелковом чехле. Франция. Голова: германия, фабрика Simon & Halbig. Начало ХХ в.
Фото: Государственный Эрмитаж
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии

Проект не про гениев и шедевры, к показу которых мы привыкли в больших художественных музеях. Эта выставка в Манеже Малого Эрмитажа — про жизнь детей Николая II Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея. Рожденные с разницей в два года, девочки были дружны и в письмах к родителям подписывались начальными буквами своих имен. Отсюда и возникло сокращение ОТМА. Цесаревич Алексей, любимец всей семьи, аббревиатурой не пользовался.

Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ, многие из которых экспонируются впервые, показывают безмятежную жизнь детей, пока ничто не предвещало екатеринбургской трагедии.

Игрушка – орудие береговой артиллерии. Германия, фирма Märklin. Около 1902–1910. Фото: Государственный Эрмитаж
Игрушка – орудие береговой артиллерии. Германия, фирма Märklin. Около 1902–1910.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка построена как диалог артефактов, документов, фотографий. Последние Романовы, как старшие, так и младшие, любили фотографировать, у каждого был свой личный Kodak. Анастасия в письме к отцу об автопортрете: «Мой золотой и хороший Папа Душка! Мы только что кончили обедать. Вот я Тебе посылаю мою хорошую карточку. Я уверена, что Ты очень будешь рад… Я с этой карточкой снялась в зеркало, и это было трудно, потому что у меня руки тряслись».

Девочки получили спартанское воспитание на английский манер (их мать была внучкой королевы Виктории). Носили платья одинакового фасона. Чтобы их различать, вшивались полоски: одна — для старшей Ольги, четыре — для младшей Анастасии. Спали на простых кроватях, принимали холодные ванны, катались на обычных и роликовых коньках, скакали верхом, лазили по деревьям. Говорили по-русски с отцом, по-английски — с матерью. Когда Николай II читал им «Графа Монте-Кристо» в оригинале, понимали, о чем идет речь.

Кукла в батистовом платье на шелковом чехле. Франция. Голова: германия, фабрика Simon & Halbig. Начало ХХ в. Фото: Государственный Эрмитаж
Кукла в батистовом платье на шелковом чехле. Франция. Голова: германия, фабрика Simon & Halbig. Начало ХХ в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Старшие сестры, Ольга и Татьяна, учились хорошо, были прилежны и аккуратны, много читали. Мария любила рисовать, училась послабее. Анастасия имела прозвище Швыбзик за неусидчивость и неугомонность и не любила учиться совсем. Однажды нарисовала на картонке открыточного формата (14 на 9 см) трех жирных котов и начертала: «Вонючка П.В.П. Диктовки не будет. Слышишь ты а ???!!! Adio! Вот и все. Ухожу». Между тем П.В.П. — учитель русского языка и словесности Павел Васильевич Петров — был милейшим и добрейшим человеком. Ту же Анастасию терпеливо призывал больше читать вслух.

Не менее трогательный экспонат — крошечная батистовая распашонка Анастасии с вышитым годом ее рождения — 1901. Или туфельки великой княжны, шитые в 1909 году, которые несколько лет назад были куплены на аукционе в США. Теперь они принадлежат Государственному музею-заповеднику «Царское Село».

В 1904 году к крестинам царевича Алексея для Ольги и Татьяны изготовили изящ­ные детские шелковые платья с серебряным галуном. В 1913-м к 300-летию дома Романовых повзрослевшим девушкам полагались роскошные придворные парадные платья, или «шлейфы». Из атласа, тюля и бархата их изготовило ателье Ольги Бульбенковой, работавшей под лейблом «г-жа Ольгá». А на балу в петербургском Дворянском собрании в том же 1913 году по случаю 300-летия Ольга танцевала со светлейшим князем Иваном Салтыковым в другом наряде — это было платье из газа, шелка, атласа и кружева, сшитое петербургской фирмой A. Brisac. Этот бал изобразил акварелью художник Дмитрий Кардовский.

Платья придворные «русские» из серебристого шелка, принадлежали великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне; были сшиты к церемонии крещения цесаревича Алексея Николаевича. Россия. 1904.  Фото: Государственный Эрмитаж
Платья придворные «русские» из серебристого шелка, принадлежали великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне; были сшиты к церемонии крещения цесаревича Алексея Николаевича. Россия. 1904.
Фото: Государственный Эрмитаж

Из экзотического — военные платья Ольги и Татьяны. Великие княжны шефствовали над полками: первая — над гусарским, вторая — над уланским. В гусарском гимне были такие строчки:

Мы гусары не из фольги,
Всяк из нас литой булат.
Бережем мы имя Ольги,
Белый ментик и штандарт!

Одежда цесаревича Алексея представлена во всем разнообразии — от крестильного гарнитура из парчи до «черкески походной» из сукна и «бурки кавказской» из шерсти, сшитых в 1910-е годы.

11 декабря 1916 года Алексей пишет матери письмо из Могилева, где размещалась ставка верховного главнокомандующего: «Милая, дорогая Мама. Надеюсь, что Ты не устала от поездки в Новгород? Посылаю Тебе рисунок. У меня есть и большой, с которым Джой гуляет по комнатам. Пусть Мария нарисует Джоя и пришлет мне!!! Сегодня в лесу было очень хорошо, снегу еще прибавилось. С Джоем произошло приключение: он лег под куст и прилип к снегу так, что сам встать не мог. Пришлось отдирать». До падения дома Романовых оставалось меньше двух месяцев.  

Государственный Эрмитаж
«ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора»
До 10 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+