18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Сокровищница датского короля Кристиана IV: скандинавский ренессанс в Кремле

Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595. Фото: Музеи Московского Кремля
Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595.
Фото: Музеи Московского Кремля
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Выставка к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией стала возможной благодаря тому, что в фондах Музеев Кремля имеется целая коллекция произведений, связанная с датским монархом

В Музеях Московского Кремля решили вспомнить (к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией) датского короля, современника сразу нескольких русских государей, от Федора Иоанновича до Алексея Михайловича (Кристиан IV провел на троне почти 60 лет, с 1588 по 1648 год). В наше время, когда международные выставочные связи обрублены, такой проект стал возможным благодаря тому, что в фондах музея имеется целая коллекция произведений, связанная с этим монархом.

Еще в 1628 году царь Михаил Федорович приобрел в Архангельске 106 предметов немецкого художественного серебра, принадлежавших датскому коллеге. Обстоятельства этой покупки, указывают историки, до конца не ясны. Возможно, Кристиан IV продал роскошные серебряные изделия русским, чтобы покрыть военные расходы. На выставке покажут вещи, которые были поднесены 19-летнему монарху по случаю его коронации в 1596 году. Это кубок-орел от дворян острова Эзель, кубок с навершием в виде солдата-копейщика от капитула собора города Лунд, кубок с грифоном от горожан Мальмё и исполинский кубок с античным героем Актеоном на крышке от жителей города Вильстермарш. Вообще, этого датского серебра в Оружейной палате так много, что в небольшое выставочное пространство в Парадном вестибюле Оружейной палаты вынесут отнюдь не все — часть предметов так и останется в постоянной экспозиции.

Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV».  Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625. Фото: Музеи Московского Кремля
Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV». Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625.
Фото: Музеи Московского Кремля

На выставке также покажут гравированный портрет короля Кристиана IV, выполненный Яном Мюллером в 1625 году в Нидерландах с живописного оригинала Питера Исаакса, а также гравюру с оригинала Карела ван Мандера III 1640-х. Об отце короля Фредерике II расскажет ряд редкостей, в том числе экземпляр «Истории датских деяний, свершенных при Фредерике II» 1593 года с раскрашенными гравюрами, а также монета 1572 года с его профилем.

Впервые экспонируются две уникальные датские кружки из белой глины того же времени. Любопытно, каким путем они попали в нашу казну и насколько ценным считался этот материал в дофарфоровую эпоху.

Не остался без внимания и «замок Гамлета», суровый Кронборг, чей облик устоялся именно при Кристиане IV, а также другая резиденция его династии — Фредериксборг. Его вид открывается на картине представителя датского золотого века Андерса Кристиана Лунде. А маленькая копия Кронборга украшает громадную серебряную гору-курильницу, попавшую на стол русских царей неизвестно когда и как, но точно до 1632 года.

Покажут и дипломатические дары: Кристиан плотно общался с русскими государями и чуть было не породнился с Борисом Годуновым, который сосватал дочь Ксению за его брата. Тот уже совсем приехал венчаться, но не успел — умер в Москве в 1602 году от неназванной болезни. Об этой помолвке напоминают золотой перстень с крупным сапфиром, выполненный западноевропейскими мастерами в конце XVI века и, согласно легенде, принадлежавший царевне Ксении, а также три пуговицы конца XVI — XVII века, предположительно изготовленные в Дании.

Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632. Фото: Музеи Московского Кремля
Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632.
Фото: Музеи Московского Кремля

«Выследить» дары Кристиана достаточно просто: по традиции они помечены монограммой дарителя. Это двойной ренессансный кубок аугсбургской работы (1560), а также кувшин и блюдо лондонских мастеров поздней Елизаветинской эпохи (1594–1595). Все три предмета были привезены посольством в 1622 году. Впервые демонстрируется чалдар из красного итальянского бархата с аппликациями из золотых и серебряных нитей в виде монограммы Кристиана IV. Чалдар — это конский убор, причем явно в восточном стиле. Откуда же он у датчан? Все просто: Кристиан подарил Михаилу Федоровичу обычную попону, которую потом перешили по нашей моде. Среди подношений есть и пара изящно декорированных аркебуз немецкой работы первой половины XVII века. Еще одним подарком посольства был нюрнбергский кубок с чашей из раковины наутилуса и ножкой в виде фигуры Геркулеса, сражающегося с Гидрой. Крышку кубка венчают фигурки двух героев античной мифологии: прикованная к скале Андромеда и приближающийся к ней на крылатом коне Персей. Западного столового серебра в Оружейной палате очень много (в новом здании под него обещают отвести целый зал), и выставка позволит хоть как-то начать разбираться в этом сверкающем море роскоши.  

Музеи Московского Кремля
«Сокровищница датского короля Кристиана IV»
19 мая – 16 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+