18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы

Ретроспективная выставка костюма двух самых известных, недавно ушедших из жизни российских художников-модельеров — Вячеслава Зайцева (1938–2023) и Валентина Юдашкина (1963–2023) — открылась в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня».

«Даже если бы в нашей коллекции было всего лишь по одному платью, выполненному Зайцевым или Юдашкиным, мы бы и тогда устроили выставку памяти этих выдающихся мастеров, — рассказала The Art Newspaper Russia Нина Тарасова, хранитель коллекции костюма Государственного Эрмитажа, куратор выставки. — В 2016 году, когда мы проводили выставку костюма Вячеслава Михайловича в Малом Манеже, а затем получили от него в дар почти полтора десятка работ, мне пришлось выслушать в свой адрес немало жесткой критики: „Как можно в Эрмитаже выставлять современную моду? Это дурной тон!“»

«Но тогда нам удалось отстоять свое мнение, свою точку зрения, и теперь Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин навсегда останутся в нашей памяти и наших фондах», — резюмировала она.

Открытие выставки памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытие выставки памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сегодня в «Старой Деревне» модели представлены на тех самых манекенах, которые Вячеслав Зайцев выбрал для той самой своей выставки в Эрмитаже. Это 18 платьев и костюмов его работы: 16 из них художник сам подарил после окончания выставки, еще 2 костюма несколько позже передала в музей Елена Макарова, дочь певицы Елены Образцовой. Получилось, что в музейном собрании представлены фрагменты практически из всех самых ярких и запомнившихся коллекций Вячеслава Зайцева. Одна из наиболее известных — «Русские сезоны в Париже», ее модельер представлял в столице мировой моды в 1988 году. За эту работу художник получил звание почетного гражданина Парижа и памятную медаль из рук тогдашнего мэра города Жака Ширака. Кстати, почетным гражданином своего родного города Иваново Зайцев стал намного позже.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Есть в собрании Эрмитажа и три костюма из коллекции «Тысячелетие Крещения Руси» — в конце 1980-х ее показывали в Нью-Йорке и Париже. Рядом с ними представлен костюм из коллекции 1995 года «Чума». «Насколько я знаю, от этой коллекции осталось очень мало предметов, и мы рады, что в нашем собрании есть экземпляр, — рассказала Нина Тарасова. — Но сама я очень люблю его коллекцию „Прозрение“ — это первые работы мастера из меха, которым он потом занимался много лет, и в нашем собрании они тоже представлены».

И конечно, все посетители обращают внимание на золотистое полупрозрачное платье, целиком сшитое из ювелирно выполненного на коклюшках елецкого кружева. Как уточнила Нина Тарасова, это одно из трех платьев серии «Тайна гармонии» 2000 года, выполненных по модели Зайцева мастерами объединения «Елецкое кружево» под руководством легендарной кружевницы Светланы Бондарчук. Еще одно платье из этой мини-коллекции осталось в фонде модного дома Slava Zaitsev, третье находится в частной коллекции за океаном. «Сейчас в салоне нашего дома моды открыта постоянная экспозиция картин, графики, эскизов моделей Вячеслава Михайловича», — добавила Юлия Попова, директор по развитию Дома моды Slava Zaitsev.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вячеслав Зайцев в середине 1960-х годов стал первым советским модельером, которого узнал весь мир. Советский и российский художник-модельер, кутюрье, живописец и график, народный художник РФ, лауреат Государственной премии, профессор, академик Российской академии художеств родился в Иванове. В 1962 году он с отличием окончил Московский текстильный институт и занял должность художественного руководителя Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза.

Известность пришла к Зайцеву на волне хрущевской оттепели. Весной 1963 года он представил свою первую коллекцию одежды на Всесоюзном методическом совещании, но чиновники Министерства легкой промышленности его идеи отвергли. Зато присутствовавшие на показе иностранные журналисты отметили начинающего модельера — фото его коллекции появились во французском Paris Match. А спустя три года с ним в Москве встретились мэтры французской моды Пьер Карден, Марк Боан (Dior) и Ги Ларош. Они фактически признали молодого советского модельера, занявшего тогда должность худрука экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту, своим достойным коллегой.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вслед за французами другие страны Запада начали воспринимать Зайцева как лидера советской моды — в европейской прессе его называли Красный Диор. Но полноценное мировое признание он получил только спустя четверть века, в начале перестройки.

В его костюмах выходили на сцену и появлялись на киноэкранах ведущие советские артисты. Зайцев создавал костюмы для звезд эстрады, чемпионов фигурного катания, членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80; в его форму была одета советская милиция в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Его картины и графика хранятся в Третьяковской галерее, модели из коллекции «Как молоды мы будем» — в Музее Москвы, где, кстати, до 18 июня проходит выставка «Дом моделей. Индустрия образов».

Единственное в коллекции Эрмитажа и на выставке авторское платье Валентина Юдашкина выполнено им в 2009 году для Ольги Сыроватской, основательницы ювелирной компании Je t’aime. В прошлом году музею его подарила сама владелица.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Валентин Юдашкин, художник-модельер, кутюрье, народный художник России, заслуженный деятель искусств, академик Российской академии художеств, принадлежит к следующему поколению мастеров. Окончив в 1986 году с отличием Московский индустриальный техникум, свою последипломную практику он проходил в Московском доме моды у Вячеслава Зайцева. А затем поступил в Центральное проектно-конструкторское бюро при Министерстве бытового обслуживания РСФСР на должность старшего художника. В 1987 году он выпустил свою первую коллекцию «Русь изначальная», в 1989-м открыл фирму Vali-Moda, как стилист начал работать с Лаймой Вайкуле, Людмилой Гурченко, Аллой Пугачевой. В 1990-е годы представил коллекцию «Русь изначальная» в Париже, создал костюмы для олимпийской сборной России, одевал мужскую и женскую футбольные сборные. В 2002 году окончил продюсерский факультет ГИТИС, позже стал часто появляться на телеэкранах как ведущий различных программ. В 2008-м принимал участие в разработке парадной униформы для российской армии.

Выставку памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина можно посетить в рамках обзорной экскурсии до 2 июля.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+