18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От идиллии до пожара: весь спектр искусства ХХ века на аукционах Christie’s

Анри Руссо. «Фламинго». 1910. Фото: Christie’s
Анри Руссо. «Фламинго». 1910.
Фото: Christie’s

На аукционах в Нью-Йорке в очередной раз подтверждается мысль, что никакие кризисы не могут заставить искусство подешеветь. На Christie’s поставлены новые рекорды — и на классиков ХХ века, и на работы современных художниц

Майские аукционы импрессионизма, модернизма и современного искусства остаются для арт-рынка пиковой точкой года. В нынешнем сезоне на весенние торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Нью-Йорке предполагается выставить искусства, по предварительным оценкам, на более чем $2,2 млрд. Громадность суммы, в которую оценено предлагаемое искусство, заставила некоторых аналитиков опасаться, что рынок «остынет»: общая нестабильность в мире может удержать как от покупок современных произведений, цена на которые еще не устоялась, так и от многомиллионных инвестиций в признанные шедевры. Тем более что в эстимейтах сумм свыше $50 млн обозначено не было. К тому же опытные дилеры говорят, что такие факторы, как банкротство банков, неопределенные политические перспективы и рост процентных ставок, в целом не мешают богатым коллекционерам покупать произведения искусства, но все же заставляют их быть сдержаннее.

Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969. Фото: Christie’s
Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969.
Фото: Christie’s

Первые несколько дней торгов прошли, и аукционный дом Christie’s доволен результатами. В четверг 11 мая были вчистую, все до единого, распроданы лоты из собрания миллиардера Сэмюэля Ньюхауса, совладельца издательского дома Condé Nast, скончавшегося в 2017 году; в целом они принесли $178 млн. Последовавший аукцион искусства ХХ века дал в общей сложности $329 млн, в том числе от продажи произведений Пабло Пикассо, Джорджии O’Кифф и рекордного полотна Таможенника Руссо (большой идиллический пейзаж с лотосами и фламинго, написанный в 1910 году, ушел за $43,5 млн; все суммы приведены с учетом процентов аукционного дома). Интересно, что широкие хронологические рамки торгов — весь ХХ век — привели к тому, что рядом с протоавангардным Руссо продавалась «Горящая заправка» Эда Руша 1966–1969 годов, воплощение американского поп-арта (ушла за $22 млн).

В понедельник 15 мая Christie’s продолжил торги и получил $98,8 млн на аукционе искусства XXI века, который возглавляла внушительная по размеру картина Жан-Мишеля Баскиа El Gran Espectaculo («Нил») 1983 года. За нее упорно торговались, в том числе Ларри Гагосян, владелец, вероятно, самой большой в мире галерейной империи. После пяти минут торгов Гагосян отступил, и картина была продана участнику аукциона по телефону намного дороже, чем предполагалось, — за $67,1 млн.

Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983. Фото: Christie’s
Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983.
Фото: Christie’s

«Christie’s уделяет особое внимание фокусу на художников-женщин и развитию их рынков. Половина лотов на аукционе XXI века 15 мая создана художницами», — отметила глава торгов Эмили Каплан. В результате из семи рекордов стоимости, установленных на аукционе, пять принадлежат работам женщин. Массивное, наполненное живописной плотью полотно Сесили Браун «Без названия» («Прекрасные и проклятые») (2013) было продано за $6,7 млн. «Тыква» (1993) Яёи Кусамы ушла за $4,9 млн — профессионалы на арт-рынке отмечают, что сегодняшние условия как никогда благоприятны для произведений этой художницы. Новым рекордом для Дианы Арбус стала продажа за $1 млн набора из десяти ее самых знаменитых фотографий. А скульптура Симоны Ли, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2022 года, где она оформляла павильон США, ушла за $2,7 млн — прежде на ее работы, посвященные африканским традициям и гендерному равенству, таких цен и близко не было.

Ближайшие несколько дней внимание будет приковано к торгам Sotheby’s, среди главных лотов которых — Кодекс Сассуна, древняя еврейская Библия с предварительной оценкой в $50 млн, и «Мать всего» (1996), огромная бронзовая паучиха Луиз Буржуа, которые обещают рекорды в своих разделах. В той же группе торгов — Густав Климт и даже Питер Пауль Рубенс.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+