18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ

Андрей Рублев. «Святая Троица». 1422–1427. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублев. «Святая Троица». 1422–1427. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры

«Сегодня сакральное значение памятника важнее его художественной ценности», — сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, объясняя, почему музей решил отдать раку Александра Невского, памятник серебра елизаветинского барокко, в Александро-Невскую лавру. «Всякое размещение художественного шедевра в общественном пространстве — риск. В музее он меньше, чем в церкви, однако превращение дискуссии в открытую борьбу вреднее для общественного согласия, чем изменение места экспонирования», — добавил он. Вероятно, та же идея лежит в основе решения о выдаче для поклонения из Государственной Третьяковской галереи иконы «Троица» Андрея Рублева, святыни и одновременно точки отсчета всей истории русской живописи.

Подробности
Икона «Троица» Андрея Рублева

Самая знаменитая русская икона была создана, вероятнее всего, в 1422–1427 годах для каменного Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Храм был сооружен над гробом преподобного Сергия Радонежского и расписан артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Впервые о том, что «Троица» написана Андреем Рублевым, упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551), а в «Сказании о святых иконописцах» XVII века сообщается, что образ был создан «в похвалу святому Сергию Чудотворцу». Икона занимала главное место (справа от царских врат) в иконостасе собора и была одной из самых почитаемых.

В 1904 году произошла первая расчистка иконы от позднейших записей, перевернувшая представления о древнерусской живописи. В 1917 году распоряжением советского правительства «Троица» была передана в только что образованные Центральные государственные реставрационные мастерские (ныне Центр им. Грабаря), в 1918-м началась ее новая реставрация. В 1920 году был издан декрет Совета народных комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры», который передавал ее ансамбль и коллекции в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественно-исторических зданий путем превращения этих зданий и коллекций в музей».

В 1929 году из Загорского историко-художественного музея-заповедника (Троице-Сергиевского) икона поступила в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Еще…

С 1997 года ежегодно на день Святой Троицы икону переносили в храм-музей Николы в Толмачах в комплексе ГТГ (при директоре Валентине Родионове церковь была обеспечена музейным климатом), где она была доступна верующим.

Впервые просьба о выдаче иконы в Троицкий собор прозвучала в 2008 году. Патриарх Алексий II обсудил возможность выдачи «Троицы» на престольный праздник с министром культуры РФ Александром Авдеевым и попросил об этом директора ГТГ Валентина Родионова. Тогда на волне широкого общественного резонанса и многочисленных публикаций музейщикам удалось отстоять мнение о невозможности транспортировки иконы из-за ее хрупкости. В прошлом году икона впервые с 1941 года, когда ее эвакуировали во время Великой Отечественной войны, покинула Третьяковскую галерею и отправилась в Троице-Сергиеву лавру на празднования по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Причем об этом стало известно постфактум — когда икону увидели верующие в храме.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Троицком соборе во время торжеств по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Фото: Олег Варов
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Троицком соборе во время торжеств по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Фото: Олег Варов

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чудотворный образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры», — сообщается на сайте Московского патриархата.

Договор о передаче хранящегося в Эрмитаже декора гробницы Александра Невского не бессрочный: он передан во временное — на 49 лет — безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии. Договор подписан директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, утвержден министром культуры Ольгой Любимовой и согласован патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сообщается на сайте музея.

Подробности
Почитание князя Александра Невского

Святой благоверный князь Александр Невский (1220–1263) обезопасил западные границы Руси победой над шведами в Невской битве в 1240 году. Скончался в схиме (высшая ступень православного монашества) с именем Алексий и был погребен во владимирском Рождественском соборе. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 году, когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1547 году Александр Невский был прославлен Русской православной церковью в лике благоверных князей.

В 1710 году Петр I приказал заложить монастырь в честь Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) в месте впадения Черной речки в Неву. В 1723–1724 годах мощи были перенесены сначала в Москву, потом в Шлиссельбург, потом в Александро-Невскую лавру. В 1746–1752 годах в несколько этапов по заказу Елизаветы Петровны была изготовлена серебряная рака, украшенная барельефами, дополненная декоративной пирамидой, создающей для нее фон, группами военных трофеев и напольными подсвечниками. В 1778–1790 годах в стиле высокого классицизма был возведен главный храм Александро-Невской лавры — Троицкий собор. В него сразу же был перенесен весь ансамбль гробницы.

В 1922 году гробницу вскрыли, мощи изъяли. С 1930-х они хранились в Музее истории религии (тогда Музей религии и атеизма), размещенном в Казанском соборе. Богослужения на территории лавры не проводились с 1936 по 1957 год. В 1989 году мощи были возвращены в Троицкий собор.

Еще…

Монументальный ансамбль раки, полторы тонны драгоценного металла, был спасен от переплавки сотрудниками Эрмитажа — сначала в 1922 году, а потом в 1930-х. За ансамбль гробницы тогда вступился Сергей Тройницкий, искусствовед, завотделом прикладного искусства Эрмитажа. «Рака Александра Невского является исключительным художественным произведением середины XVIII века и в настоящее время почти единственным памятником этого рода», — писал он.

Годы войны, с 1941-го по 1945-й, ансамбль раки провел в Свердловске в эвакуации, в 1949-м он был отреставрирован и размещен в Зимнем дворце. В 2011 году в Эрмитаже начали новый этап серьезной научной реставрации, для которой было приобретено и спроектировано специальное уникальное оборудование — наносекундные системы лазерной сварки и очистки.

Мемориальный комплекс раки Александра Невского. Фото: Государственный Эрмитаж
Мемориальный комплекс раки Александра Невского.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вопрос о передаче раки РПЦ возник довольно давно. Максимума накала он достиг в 2022 году. Патриарх Кирилл выступил за передачу церкви всего ансамбля. Однако Эрмитаж твердо выступал за музейное хранение уникального памятника и предлагал создать точную копию, которая могла бы быть освящена и передана в лавру. Но все изменилось. «Эрмитаж исходит из того, что в данный геополитический момент для судеб страны и социального мира в ней соединение мощей с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл», — пишет Михаил Пиотровский.

Решение проблемы того, где должны храниться православные святыни, одновременно являющиеся шедеврами русского искусства, таким образом выходит на новый уровень. Выдача уникальных экспонатов из музейных залов в храмы может стать обыденностью.

«Троица» Андрея Рублева в экспозиции Третьяковской галереи. Фото: Софья Багдасарова
«Троица» Андрея Рублева в экспозиции Третьяковской галереи.
Фото: Софья Багдасарова

«Икона „Троица“ преподобного Андрея Рублева и рака (гробница) благоверного князя Александра Невского, переданные Русской православной церкви, будут храниться в соответствии с требованиями Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа», — заявил ТАСС председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+