18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Живописный навигатор строит маршрут по городскому пейзажу

Кристофер Вуд. «Парк Баттерси, Лондон». Начало ХХ в. Музей графства Дорсет. Фото: Издательство Metamorphoses
Кристофер Вуд. «Парк Баттерси, Лондон». Начало ХХ в. Музей графства Дорсет.
Фото: Издательство Metamorphoses
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Способы пространственной ориентации в Париже и Лондоне бывают самыми разными. Так почему бы не попытаться призвать на помощь произведения искусства? Этот метод положен в основу двух переводных книг, выпущенных московским издательством Metamorphoses

На недавней, декабрьской международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№24 книголюбы могли открыть для себя молодое издательство Metamorphoses, которое, кажется, пока еще нащупывает свой курс. Перечень его новинок весьма эклектичен: от хорроров с детективами до книги о современном левом философе Алене Бадью. И все-таки в качестве одной из ключевых линий своей деятельности издательство видит выпуск книг по искусству. Заявка в этом направлении уже сделана: вышли «визуальные биографии» двух европейских столиц — «Париж глазами художников» Жерара Денизо и «Лондон в компании художников» Ричарда Блэндфорда. Если в известном киноальманахе «Париж глазами…» (1965), снятом в духе «новой волны», мы видим город с точки зрения шести режиссеров, то здесь — сквозь оптику десятков живописцев, граверов, иллюстраторов.

Жерар Денизо. «Париж глазами художников» / Пер. с фр. Э. Болдиной. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 128 с., ил.
Жерар Денизо. «Париж глазами художников» / Пер. с фр. Э. Болдиной. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 128 с., ил.

Впрочем, искусству в этих книгах отведена, скорее, вспомогательная роль. Это не столько художественные альбомы, сколько модернизированные путеводители с более изысканной подачей информации: исторические справки о примечательных местах двух столиц проиллюстрированы работами художников. В случае с Парижем выборка весьма предсказуемая. Кажется, будто город законсервировался в дымке импрессионистов и вибрирующей палитре пуантилистов. Не обошлось, конечно, и без авангарда — орфических изображений Эйфелевой башни Робера Делоне или вида набережной Гран-Огюстен кисти Альбера Марке. Но встречаются и неожиданные сюжеты. Так, Поль Жозеф Виктор Дарго — вероятнее всего, вы встречаете это имя впервые, — изобразил статую Свободы, строительство которой можно было наблюдать с улицы де Шазель (символ США был создан во Франции и отправился за океан в 1885 году).

Ричард Блэндфорд. «Лондон в компании художников« / Пер. с англ. Д. Леонова. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 224 с., ил.
Ричард Блэндфорд. «Лондон в компании художников« / Пер. с англ. Д. Леонова. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 224 с., ил.

Книга о Лондоне демонстрирует и более разноголосую, и более протяженную во времени подборку: от обличительных гравюр Уильяма Хогарта, изображавшего лондонские низы, до работ фотографа-урбаниста Рут Блис Люксембург. Взгляд художника — это, конечно, не взгляд сквозь розовые очки. Так, Гюстав Доре, собирая материал для лондонской серии гравюр, посещал ночлежки и опиумные притоны, а Генри Мур во время Второй мировой войны запечатлел людей, которые укрывались от бомбардировок в подземке.

Но фактов о городе в книге куда больше, чем фактов о художниках. Мы узнаем, например, что бронзовые львы у подножия колонны Нельсона обрели неправдоподобно милые лапы, поскольку скульптор взял за образец лапы домашней кошки, и что в основание древне­египетского обелиска «Игла Клеопатры» при его установке в 1878 году на набережной Виктории была замурована мемориальная капсула, содержащая фотографии дюжины англичанок, соответствующих стандартам красоты того времени.

Максимильен Люс. «Нотр-Дом, вид с набережной Сен-Мишель». 1904. Музей Вальрофа-Рихарца, Колонь. Фото: Издательство Metamorphoses
Максимильен Люс. «Нотр-Дом, вид с набережной Сен-Мишель». 1904. Музей Вальрофа-Рихарца, Колонь.
Фото: Издательство Metamorphoses

Как отмечал в одном из эссе искусствовед Андрей Ерофеев, «мир все больше живет по картинке, отражая живопись». Оказываясь, к примеру, возле горы Сент-Виктуар, мы ищем тот же ракурс, что был у Поля Сезанна, иначе — не то. Альбомы издательства Metamorphoses поддерживают это наблюдение, как бы подсказывая читателю точки обзора, с которых Лондон и Париж уже открывались глазам художников (хотя, конечно, мегаполисы меняются куда стремительнее, чем гора Сент-Виктуар). Но пусть лучше наше восприятие мира будет опосредовано живописью, нежели «Google Картами»: одно дело — двигаться из пункта А в пункт Б по навигатору, а другое — ощущать себя внутри пейзажа, к которому приложили руку Клод Моне или Уильям Тёрнер.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+