18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Яёи Кусама: узор в горошек — это очень серьезно

Яёи Кусама в окне ее студии в Сохо, Нью-Йорк, 1958. Фото: Kenneth Van Sickle/The Granger Collection, New York
Яёи Кусама в окне ее студии в Сохо, Нью-Йорк, 1958.
Фото: Kenneth Van Sickle/The Granger Collection, New York
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В новом большом каталоге, приуроченном к ретроспективной выставке в Гонконге, вся жизнь этой удивительной художницы, можно сказать, проносится перед взором читателя. Книга рождает ощущение, что Кусама отнюдь не торопится на заслуженный отдых

Японская художница Яёи Кусама стала героиней большой ретроспективы в музее M+ в Гонконге (до 14 мая). Сопровождает выставку богато иллюстрированный каталог, подготовленный музеем совместно с издательством Thames & Hudson.

Добровольно живущая в психиатрической клинике художница, которой в марте исполнилось 94 года, ответила, в частности, на вопросы, касающиеся ее работ последнего времени. «Я рисую каждый день», — говорит она, добавляя, что намерена «продолжать создавать свой мир в благоговении перед жизнью».

«Yayoi kusama: 1945 to now» / Doryun Chong, Mika Yoshitake, eds. Thames & Hudson. 400 c. $65. На английском языке
«Yayoi kusama: 1945 to now» / Doryun Chong, Mika Yoshitake, eds. Thames & Hudson. 400 c. $65. На английском языке

Каталог охватывает творческий путь Кусамы с 1945 по 2022 год. Он включает в себя иллюстрированную хронологию жизни художницы, эссе о ней, дискуссию между кураторами ее выставок и документальные фотографии. Книга рождает впечатление, что творческий дух Кусамы сейчас сильнее, чем когда-либо. «Я не чувствую разницы между моим ранним и сегодняшним творчеством. У меня никогда не заканчиваются идеи, поэтому я буду продолжать показывать новые работы», — заявляет она.

Хотя фигуры нескольких выдающихся коллег и встречаются в жизнеописаниях Кусамы, в том числе в ее собственных записях — Энди Уорхол, Дональд Джадд, Джозеф Корнелл (с которым у нее были отношения), — она утверждает, что «не находится под чьим-либо влиянием». И добавляет: «Я долгое время была поглощена созданием себя. Я считаю, что рождена быть художником».

Вера в себя и одержимость фирменным узором в горошек, который Яёи Кусама впервые увидела еще в детских галлюцинациях, находят отражение в описанной ею встрече в 1975 году с неназванным успешным художником родом из Франции. Тот снисходительно отозвался. Ответ Кусамы был решителен: «Я очарована горохом. Бросьте мне вызов, кто бы это ни был — Пикассо, Матисс или кто-нибудь еще, — и одной этой горошиной я вызову вас на поединок. Я намерена поставить на кон все ради сетки и узора в горошек и восстать против истории».

Яёи Кусама.  Фото: Noriko Takasugi/Ota Fine Arts, David Zwirner and Victoria Miro
Яёи Кусама.
Фото: Noriko Takasugi/Ota Fine Arts, David Zwirner and Victoria Miro

Этот эпизод приводится в том разделе книги, где собраны собственные сочинения Кусамы: эссе, манифесты, интервью, стихи. Сюда включено, в частности, эссе «Иван-дурак» (Ivan the Fool), где художница описывает себя как «заскучавшего, капризного и глубоко недоверчивого» ребенка. В других разделах представлена переписка с Джорджией О’Кифф (неизвестная 26-летняя девушка попросила совета у знаменитой художницы и прислала ей свои акварели), стихотворение 2007 года о старении и призыв к «голой демонстрации на Уолл-стрит» в 1968 году.

Живя в Нью-Йорке, Яёи Кусама организовала несколько акций и демонстраций, выступая за права сексуальных меньшинств и протестуя против войны во Вьетнаме. Должны ли художники пытаться изменить мир? «Я считаю важным делиться любовью и миром и надеюсь передать это людям, которые страдают и не имеют возможности насладиться радостью искусства, — говорит Кусама. — И я сделаю все, что в моих силах, чтобы оставить послание вечной любви новым поколениям».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+