18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русские выводы из французского импрессионизма

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

На выставке «После импрессионизма» в Пушкинском музее проследили этапы рождения авангардного искусства, сопоставив произведения русской живописи второй половины XIX — начала ХХ века с шедеврами французской живописи от импрессионизма до кубизма

Выставка «После импрессионизма» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет диалог русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления модернизма и авангарда.

Экспозиция включает работы таких художников, как Винсент ван Гог, Поль Гоген, Клод Моне, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Валентин Серов и другие. Она подготовлена в партнерстве с Третьяковской галереей и при участии Эрмитажа и Русского музея. Произведения русских и зарубежных художников на выставку предоставили также музеи Архангельска, Нижнего Новгорода, Омска, Рязани, Самары, Серпухова, Смоленска, Тулы и многих других городов России.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Концепция восходит к 2019 году, когда появилась идея подготовить выставочный проект совместно с лондонской Национальной галереей, посвященный развитию искусства в Европе на рубеже XIX–ХХ веков начиная с 1886 года, когда состоялась последняя выставка импрессионистов в Париже, и примерно до 1914 года, когда Первая мировая война прервала международный культурный обмен.

Прославляя Париж как интернациональную художественную столицу, выставка «После импрессионизма. Изобретение современного искусства» была призвана представить важный вклад в формирование модернизма и других художественных центров: Барселоны, Берлина, Брюсселя, Вены, Москвы. В 2022 году участие России в этом международном проекте стало невозможным, и 25 марта выставка открылась в Лондоне без российского представительства.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Пушкинском музее приняли решение модифицировать замысел, сохранив первоначальное название «После импрессионизма», но скорректировать проблематику, о которой теперь говорит подзаголовок «Русская живопись в диалоге с новым искусством Запада», раскрывающий идею выставки. Собственный проект ГМИИ имени Пушкина, кураторскую группу которого возглавляет заместитель директора по научной работе Илья Доронченков, предлагает новый взгляд на историю русского искусства и рассказывает о том, как русские художники, знакомясь с искусством Франции, перешли от подражания к свободному творческому мышлению, которое в итоге привело к завоеваниям отечественного авангарда.

На трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки, в залах, где в хронологической последовательности разворачивается история европейской — в первую очередь французской — живописи, в постоянную экспозицию осуществлены весьма внушительные интервенции русского искусства.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это произведения отечественных художников, либо связанные с их западным опытом, либо явившиеся результатом их диалога с новыми художественными явлениями Запада. В отличие от лондонской экспозиции, хронологические рамки московской выставки расширены за счет предыстории: в зале 1860-х годов бок о бок с работами Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи и «барбизонцев» представлены картины Василия Перова, который провел в Париже около полутора лет в качестве пенсионера Академии художеств и написал серию сцен уличной жизни.

В этом же разделе можно обнаружить произведения Ильи Репина и некоторых других русских художников, которые в очень важный период своего становления жили в Париже и, разумеется, видели произведения их французских современников. Далее следует рассказ о том, как живопись импрессионизма своеобразно и неоднозначно прививается на русской почве. Зал за залом разворачивается этот диалог между Валентином Серовым и Жюлем Бастьен-Лепажем, Виктором Борисовым-Мусатовым и Пьером Пюви де Шаванном, между русскими и европейскими пленэристами, произведениями французских пуантилистов и ранними опытами Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Роберта Фалька

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главным же сюжетом стал диалог русского авангарда с европейским модернизмом, в первую очередь с французским искусством. Ключевую роль в этом процессе сыграли визионерские коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, а также усилия и проекты Сергея Дягилева, направленные на преодоление изоляционизма и провинциальности русской живописи, превращение русского искусства в искусство международное.

Один из ярких примеров такого диалога — свое­образная интерпретация творчества Пабло Пикассо в нашей стране, не имеющая аналогов в других культурах. Русские писатели и философы воспринимали его произведения как символ тотальной катастрофы культуры. Также интересно, как выстраивался диалог русских художников с кубизмом; такие авангардисты, как Владимир Татлин и Ольга Розанова, сделали радикальные выводы из этого искусства и преобразовали его в своем творчестве.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Концентрация именно на французской живописи в экспозиции не только обусловлена особенностями отечественных музейных собраний, но и закономерна, поскольку современная живопись, как мы ее понимаем, основана на французских традициях. Однако на выставке представлены не только французские художники, но и другие европейские мастера.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«После импрессионизма»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+