18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Павильон «Космос» как предчувствие, послевкусие и просто архитектурное сооружение

Скульптурная группа «Шествие советских людей к коммунизму» в купольном зале павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954. Фото: Фотофонд ВДНХ
Скульптурная группа «Шествие советских людей к коммунизму» в купольном зале павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954.
Фото: Фотофонд ВДНХ
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Издательство «Бослен» выпустило иллюстрированный альбом, в котором история одного павильона на ВДНХ аллегорически отражает многолетнюю историю целой страны. Иллюстрации здесь в основном раритетные, а сведения — почти исчерпывающие

Несколько лет назад Павел Нефедов, знаток истории ВДНХ и куратор здешнего музея, в соавторстве с Александром Зиновьевым опубликовал «Путеводитель по ВДНХ», напоминающий скорее энциклопедию, чем популярный справочник. А его новая книга сосредоточена уже на отдельном здании всесоюзной выставки — на самом крупном ее павильоне, символически замыкающем главную аллею, — «Космосе» (ранее «Механизация» и «Машиностроение»).

Павел Нефедов. «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ». М.: Бослен, 2022. 240 с.
Павел Нефедов. «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ». М.: Бослен, 2022. 240 с.

И здесь читатель тоже узнает по теме книги буквально все, причем в сопровождении редчайших архивных фотографий и чертежей. Рассказ о павильоне и его функционировании на протяжении десятилетий смыкается с историей и экономикой двух стран, в которых он существовал, превращаясь в их иллюстрацию, а при хорошей фантазии читателя — даже в притчу.

Автор начинает свое повествование с рассказа о Всемирных выставках XIX — начала ХХ века и их индустриальной архитектуре, наследником которой стал павильон. Мы наблюдаем, как в 1938–1939 годах, едва успевая к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, из ажурных металлических конструкций возводится павильон — сквозной тоннель из железных ферм в виде весьма сложных по формуле парабол, придуманных Иваном Тарановым, Виктором Андреевым и Надеждой Быковой.

Фронтальный пролет павильона «Механизация». 1940. Фото: Фотофонд ВДНХ
Фронтальный пролет павильона «Механизация». 1940.
Фото: Фотофонд ВДНХ

Мы можем представить его лишь по фотографиям. В 1950-е годы новый этап: неудобный продуваемый эллинг пытаются снести, но в итоге обстраивают фасадами, защитившими его от непогоды, а также возводят величественный купол. История строительства и реконструкций оказывается увлекательнейшим производственным романом.

Панорама площади промышленности. 1962. Фото: Фотофонд ВДНХ
Панорама площади промышленности. 1962.
Фото: Фотофонд ВДНХ

В 1960-е — новая эпоха: павильон переименовывают в «Космос», вместо Сталина ставят ракету «Восток», а трактора в экспозиции сменяются спутниками. Затем упадок 1990-х, когда научно-техническая экспозиция растащена, а в павильоне торгуют саженцами. «Таким образом, содержание павильона совершило полный круг: от механизации и электрификации сельского хозяйства до космических исследований и обратно к земледелию. Причем к его самой примитивной форме — единоличному приусадебному хозяйству», — пишет автор.

Космический корабль «Восток» в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. 1965. Фото: Главархов Москвы
Космический корабль «Восток» в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. 1965.
Фото: Главархов Москвы

И наконец, глава о реставрации здания и воскрешении научной экспозиции силами «Роскосмоса» в 2018 году. Эта часть вышла самой сухой и безоценочной — что неизбежно, ведь она разворачивается в наше время.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+