18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ассирийский дверной порог, обнаруженный дважды

Место раскопок в древнем городе Калах, который сейчас известен как Нимруд, в 30 км к югу от современного иракского города Мосул. Фото: Wikimedia Commons
Место раскопок в древнем городе Калах, который сейчас известен как Нимруд, в 30 км к югу от современного иракского города Мосул.
Фото: Wikimedia Commons
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Большая каменная плита во дворце правителя Ададнерари III, которая пережила осаду вавилонян и нападение современных варваров, вновь оказалась в поле зрения ученых — теперь уже, хотелось бы верить, навсегда

Во дворце ассирийского царя Ададнерари III (811–783 годы до н.э.) в Нимруде, что в 30 км к югу от современного иракского города Мосул, обнаружили впечатляющий двухметровый порог. Это первые крупные раскопки на территории древнего поселения с тех пор, как в 2016 году его взорвали и разрушили боевики запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ). «Это выдающаяся находка, — рассказывает археолог Майкл Данти, возглавляющий экспедицию Пенсильванского университета, которая начала раскопки здесь минувшей осенью. — Не только потому, что она в целости и сохранности пережила осаду вавилонян и разрушение города группировкой ИГ, но и из-за ее размеров. Я видел целые таблички размером меньше одного из клинописных знаков на этой плите».

Данти отмечает, что со времени первых раскопок, проведенных здесь британским археологом Остином Генри Лейардом в 1840-х годах, в районе дворца уже находили подобные пороги с генеалогическими записями, в которых перечисляются предки царя. По его мнению, этот порог — один из двух, найденных Лейардом (второй вывезли в Англию, и он хранится в Британском музее). Ученый полагает, что порог, обнаруженный его командой, вероятнее всего, был тоже раскопан их предшественником, но затем вновь погребен под обломками дворцовых стен из глинобитного кирпича, обвалившихся уже после его отъезда. Данти с коллегами занимался, по его словам, почти «криминалистической архео­логией». «Нам нужно было провести раскопки раскопок», — говорит он.

Вероятно, найденный порог — один из двух, обнаруженных Остином Генри Лейардом в 1840-х годах (второй вывезли в Англию, и он хранится в Британском музее). Фото: Michael Danti
Вероятно, найденный порог — один из двух, обнаруженных Остином Генри Лейардом в 1840-х годах (второй вывезли в Англию, и он хранится в Британском музее).
Фото: Michael Danti

Археологи обнаружили отверстие в полу у одного из дверных проемов, откуда забрали порог, хранящийся в Британском музее. «Под новыми руинами сохранились свидетельства вывоза объекта. Иногда нам казалось, что мы тут изучаем историю археологии XIX века», — рассказывает Данти. Он вспоминает, как в студенческие годы читал Лейарда, а уже во время раскопок периодически думал: «О, так это же с 14-й страницы его книги!»

Нимруд, 90% раскопанной территории которого уничтожили боевики ИГ, остается одновременно трагедией и сокровищем для иракской археологии. Несмотря на все разрушения, в том числе относящие­ся к эпохе вавилонян и мидян, материалов для раскопок, по словам Данти, здесь еще много. Американские археологи сейчас работают и над реконструкцией храма богини Иштар рядом с зиккуратом, используя более устойчивые техники и материалы, чем применялись в прошлом.

Данти надеется, что ему удастся обнаружить во дворце больше информации о царице Шаммурамат (более известной как Семирамида), матери царя Ададнерари III. Она была весьма могущественной правительницей и знаменита тем, что участвовала в военных кампаниях вместе с сыном, а ее имя упоминается в клинописных документах, что редкость для женщин той эпохи.

Пока раскопана лишь небольшая часть дворца; исследователи продолжают находить фрагменты скульптур и других объектов. Не так давно была обнаружена часть каменного ящика, находившегося в основании дверей для привлечения «защитной магии» многочисленных месопотамских богов. Этот ящик, разбившийся то ли еще в древности, то ли во время недавнего уничтожения Нимруда, постепенно собирают по кусочкам. «Мы находим его обломки, разбросанные по всему дворцу, — говорит Данти. — Это как пазл». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+