18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ассирийский дверной порог, обнаруженный дважды

Место раскопок в древнем городе Калах, который сейчас известен как Нимруд, в 30 км к югу от современного иракского города Мосул. Фото: Wikimedia Commons
Место раскопок в древнем городе Калах, который сейчас известен как Нимруд, в 30 км к югу от современного иракского города Мосул.
Фото: Wikimedia Commons
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Большая каменная плита во дворце правителя Ададнерари III, которая пережила осаду вавилонян и нападение современных варваров, вновь оказалась в поле зрения ученых — теперь уже, хотелось бы верить, навсегда

Во дворце ассирийского царя Ададнерари III (811–783 годы до н.э.) в Нимруде, что в 30 км к югу от современного иракского города Мосул, обнаружили впечатляющий двухметровый порог. Это первые крупные раскопки на территории древнего поселения с тех пор, как в 2016 году его взорвали и разрушили боевики запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ). «Это выдающаяся находка, — рассказывает археолог Майкл Данти, возглавляющий экспедицию Пенсильванского университета, которая начала раскопки здесь минувшей осенью. — Не только потому, что она в целости и сохранности пережила осаду вавилонян и разрушение города группировкой ИГ, но и из-за ее размеров. Я видел целые таблички размером меньше одного из клинописных знаков на этой плите».

Данти отмечает, что со времени первых раскопок, проведенных здесь британским археологом Остином Генри Лейардом в 1840-х годах, в районе дворца уже находили подобные пороги с генеалогическими записями, в которых перечисляются предки царя. По его мнению, этот порог — один из двух, найденных Лейардом (второй вывезли в Англию, и он хранится в Британском музее). Ученый полагает, что порог, обнаруженный его командой, вероятнее всего, был тоже раскопан их предшественником, но затем вновь погребен под обломками дворцовых стен из глинобитного кирпича, обвалившихся уже после его отъезда. Данти с коллегами занимался, по его словам, почти «криминалистической архео­логией». «Нам нужно было провести раскопки раскопок», — говорит он.

Вероятно, найденный порог — один из двух, обнаруженных Остином Генри Лейардом в 1840-х годах (второй вывезли в Англию, и он хранится в Британском музее). Фото: Michael Danti
Вероятно, найденный порог — один из двух, обнаруженных Остином Генри Лейардом в 1840-х годах (второй вывезли в Англию, и он хранится в Британском музее).
Фото: Michael Danti

Археологи обнаружили отверстие в полу у одного из дверных проемов, откуда забрали порог, хранящийся в Британском музее. «Под новыми руинами сохранились свидетельства вывоза объекта. Иногда нам казалось, что мы тут изучаем историю археологии XIX века», — рассказывает Данти. Он вспоминает, как в студенческие годы читал Лейарда, а уже во время раскопок периодически думал: «О, так это же с 14-й страницы его книги!»

Нимруд, 90% раскопанной территории которого уничтожили боевики ИГ, остается одновременно трагедией и сокровищем для иракской археологии. Несмотря на все разрушения, в том числе относящие­ся к эпохе вавилонян и мидян, материалов для раскопок, по словам Данти, здесь еще много. Американские археологи сейчас работают и над реконструкцией храма богини Иштар рядом с зиккуратом, используя более устойчивые техники и материалы, чем применялись в прошлом.

Данти надеется, что ему удастся обнаружить во дворце больше информации о царице Шаммурамат (более известной как Семирамида), матери царя Ададнерари III. Она была весьма могущественной правительницей и знаменита тем, что участвовала в военных кампаниях вместе с сыном, а ее имя упоминается в клинописных документах, что редкость для женщин той эпохи.

Пока раскопана лишь небольшая часть дворца; исследователи продолжают находить фрагменты скульптур и других объектов. Не так давно была обнаружена часть каменного ящика, находившегося в основании дверей для привлечения «защитной магии» многочисленных месопотамских богов. Этот ящик, разбившийся то ли еще в древности, то ли во время недавнего уничтожения Нимруда, постепенно собирают по кусочкам. «Мы находим его обломки, разбросанные по всему дворцу, — говорит Данти. — Это как пазл». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+