18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Находки в Тоскане меняют представления об истории

Фрагменты скульптур, обнаруженные при раскопках возле Сан-Кашано-деи-Баньи, сейчас изучаются и предварительно реставрируются. Фото: Ministero della Cultura
Фрагменты скульптур, обнаруженные при раскопках возле Сан-Кашано-деи-Баньи, сейчас изучаются и предварительно реставрируются.
Фото: Ministero della Cultura
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху

На протяжении летних месяцев 2022 года группа археологов вела раскопки у подножия холма близ тосканского городка Сан-Кашано-деи-Баньи, неподалеку от руин античных терм. И наконец из-под горячей вязкой почвы и старых камней начали появляться древние артефакты. «Сперва мы обнаружили золотые монеты, — рассказывает один из руководителей раскопок Эммануэле Мариотти, — затем увидели каменные колонны, потом руку, голову, а потом все остальное».

Место раскопок в Сан-Кашано-деи-Баньи.  Регион Сиена, Италия. Фото: Ministero della Cultura
Место раскопок в Сан-Кашано-деи-Баньи. Регион Сиена, Италия.
Фото: Ministero della Cultura

Эту находку уже окрестили одним из самых зрелищных археологических открытий наших дней, которое, быть может, даже превосходит так называемые бронзы Риаче — статуи воинов, изготовленные греческими ремесленниками в V веке до н.э. и случайно найденные дайвером у южного побережья Италии в 1972 году.

Сейчас на дне глубокого подземного бассейна, примыкающего к святилищу III века до н.э., археологи обнаружили 24 отлично сохранившиеся бронзовые скульптуры, изображающие божеств и ритуальные жертвы. Более 2 тыс. лет они были погребены в горячей смеси земли и воды, бьющей из мощных источников, и защищены от воздействия внешней среды массивом огромных каменных колонн.

Координатор раскопок, преподаватель археологии в Университете для иностранцев в Сиене Якопо Таболли объясняет важность этой находки: «У нас есть и другие прекрасные статуи, созданные этрусками и римлянами, но отличие в том, что все они найдены в более ранних раскопках, которые велись до внедрения современного исторического метода. Теперь же мы можем точнее сказать, как именно располагались объекты, какие материалы использовались при их изготовлении, когда и как это происходило».

Одна из скульптур, обнаруженных в древних термах. Фото: Ministero della Cultura
Одна из скульптур, обнаруженных в древних термах.
Фото: Ministero della Cultura

Таболли предполагает, что скульптуры первоначально стояли вдоль каменных бортиков бассейна, пока кто-то не оттащил их при помощи веревок и деревянных лестниц и не расставил для проведения исцеляющего ритуала. Расположенные рядом термы действительно знамениты своими целебными свойствами, и все обнаруженные артефакты, по-видимому, так или иначе связаны с лечением: в числе найденных фигур — ростовые изображения греческого бога здоровья Аполлона и богини медицины Гигиеи и ряд более мелких бронзовых скульптур, изображающих различные человеческие органы или конечности.

Находки также проливают свет на глубокие демографические и политические изменения, происходившие в древности. Регион вокруг Сан-Кашано-деи-Баньи когда-то населяла развитая дороманская цивилизация этрусков, которую в I веке до н.э. покорила Римская республика. В надписях на некоторых из найденных предметов фигурируют династические фамилии местной знати, записанные и на этрусском языке, и на архаической латыни. Это позволяет предположить, что святилище использовали состоятельные люди, принадлежавшие к элитам обеих цивилизаций. По мнению Таболли, использование этрусского языка в римскую эпоху может говорить о том, что часть местной аристократии стремилась подчеркнуть свою идентичность. Не исключено, что в период перехода власти в регионе сформировался пусть и неустойчивый, но широко распространившийся мультикультурализм и что процесс романизации был более постепенным, чем считалось прежде.

Одна из скульптур, обнаруженных при раскопках. Фото: Ministero della Cultura
Одна из скульптур, обнаруженных при раскопках.
Фото: Ministero della Cultura

С годами ритуалы видоизменялись. В эпоху империи на смену статуям и вотивным предметам пришли золотые монеты, а к V веку н.э. отправление культа здесь прекратилось вовсе. Таболли считает, что приблизительно в это время ранние христиане и завалили языческое святилище огромными каменными колоннами.

Первые свидетельства об обнаружении здесь античных следов относятся еще к XVI веку, когда по воле представителей династии Медичи происходила расчистка этой территории: на старых горячих источниках собирались построить новые бани. Тогда были найдены алтари языческих богов, в том числе Аполлона. Исследователи не стали копать глубже, но задокументировали находки. Со временем территория вновь пришла в запустение, и позднее здесь разбили фруктовый сад.

В 2019 году Таболли и его команда при поддержке администрации Сан-Кашано взялись разрабатывать подробную археологическую карту этой местности при помощи современных технологий, в том числе радаров и тепловизионных камер. Археологи не ждали больших находок, поэтому были крайне удивлены, обнаружив группу античных колонн за пределами первоначально намеченной зоны раскопок. Они перенесли раскопки туда и работали на протяжении трех лет, зачастую в изнуряющих условиях. «Каждую секунду источник извергает десять литров воды, — рассказал Таболли. — Мы копали словно в открытом резервуаре».

Фрагмент скульптуры на месте раскопок.  Фото: Ministero della Cultura
Фрагмент скульптуры на месте раскопок.
Фото: Ministero della Cultura

Археологическое открытие может изменить судьбу городка Сан-Кашано-деи-Баньи, который с самого начала поддерживал и финансировал изыскания (позднее правительственным фондом Art Bonus был выделен еще и грант в размере €100 тыс.). Мэр Сан-Кашано Аньезе Карлетти надеется, что находка привлечет сюда туристов и инвестиции, и разрабатывает план строительства музея, где будут экспонироваться бронзы. Министерство культуры Италии решило поддержать его инициативу и приобрело в городке роскошный дом XVI века, которой планируется перестроить к концу 2023 года.

Тем временем Якопо Таболли с коллегами сосредоточился на реставрации находок, которые были перевезены в расположенный неподалеку город Гроссето. Будущим летом раскопки возле античных терм должны возобновиться.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+