18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Идеальный мир бетона запечатлен на фотографиях Михаила Розанова

Михаил Розанов. «Военно-медицинская Академия». Архитекторы: Иосип Осейник, Слободан Николич. Строительство 1973-1981 гг. Белград. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Военно-медицинская Академия». Архитекторы: Иосип Осейник, Слободан Николич. Строительство 1973-1981 гг. Белград.
Фото: Михаил Розанов
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Экспозиция в Музее архитектуры, подготовленная совместно с фондом Ruarts, представляет взгляд известного фотографа на архитектуру европейского модернизма 1950–1980-х годов в Берлине, Лондоне, Мадриде, Москве, Париже и Хельсинки

Выставка, которая занимает парадную анфиладу музея архитектуры им. А.В.Щусева, подготовлена совместно с фондом Ruarts. Она представляет фотографию Михаила Розанова — черно-белую, академически строгую. «Михаил Розанов — продолжатель традиции неоклассиков, ученик Тимура Новикова, за многолетний опыт работы у него сформировались та чистота кадра, та строгость стиля, которые относятся ко всему его творчеству. Уникальность этой серии в том, что она отличается от основного стиля Розанова, снимающего в основном классику, неоклассику, античную историю и интерьеры музеев», — поясняет сокуратор выставки Катрин Борисов.

Сам автор отчасти ощущает себя наследником Александра Родченко, соединяя в своих сериях чистоту поверхностей московской конструктивистской архитектуры и резкие ракурсы индустриальных конструкций с классическими римскими постройками.

Михаил Розанов. «Офисный комплекс «Гемини». Архитекторы: Роландо Гантес, Роберто Мориси. Строительство 1989-1995 гг. Милан. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Офисный комплекс «Гемини». Архитекторы: Роландо Гантес, Роберто Мориси. Строительство 1989-1995 гг. Милан.
Фото: Михаил Розанов

В состав его последней серии вошли фото памятников архитектуры европейского модернизма 1950–1980-х годов, снятые с 2018 по 2020 год в Белграде, Берлине, Лондоне, Мадриде, Милане, Москве, Париже, Роттердаме и Хельсинки. Автор снимал модернистские здания в Москве и европейских столицах осенью и зимой, чтобы в кадр не попадали толпы туристов. Мадрид был снят в январе, Роттердам — в самом начале марта 2020 года, перед пандемией, Лондон — в ноябре. Милан — единственный город, который был снят летом. Но и этого мало: для идеальной очищенности кадра, выявления «идеи» здания при обработке со всех снимков убирался визуальный шум — рекламные вывески, афиши и так далее. «Я к зданию отношусь как к произведению искусства, сделанному другим художником, — говорит Михаил Розанов. — Это „идеальная“ архитектура. Постпродакшен занимает много времени, гораздо больше, чем съемка. То, что вы видите, — это цифровые фотографии, обработка на компьютере доводит их до идеала. Вертикали и горизонтали сверяются буквально по цифровой сетке, сохраняются все пропорции, это чисто математическая работа».

Михаил Розанов. «Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи». Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мдоянц. Строительство 1963-1970 гг. Москва. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи». Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мдоянц. Строительство 1963-1970 гг. Москва.
Фото: Михаил Розанов

Городской театр в Хельсинки, берлинская телебашня, Военно-медицинская академия в Белграде, комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи на московском Новом Арбате — все эти постройки второй половины ХХ века показаны на выставке вместе, составляя некий воображаемый город. Выставка, как отмечает один из ее кураторов Андрей Карагодин, «отражает именно авторское восприятие московским фотохудожником зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он вырос и сформировал свой стиль — также нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени».  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Розанов. «Сталь. Стекло. Бетон»
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+