18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Идеальный мир бетона запечатлен на фотографиях Михаила Розанова

Михаил Розанов. «Военно-медицинская Академия». Архитекторы: Иосип Осейник, Слободан Николич. Строительство 1973-1981 гг. Белград. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Военно-медицинская Академия». Архитекторы: Иосип Осейник, Слободан Николич. Строительство 1973-1981 гг. Белград.
Фото: Михаил Розанов
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Экспозиция в Музее архитектуры, подготовленная совместно с фондом Ruarts, представляет взгляд известного фотографа на архитектуру европейского модернизма 1950–1980-х годов в Берлине, Лондоне, Мадриде, Москве, Париже и Хельсинки

Выставка, которая занимает парадную анфиладу музея архитектуры им. А.В.Щусева, подготовлена совместно с фондом Ruarts. Она представляет фотографию Михаила Розанова — черно-белую, академически строгую. «Михаил Розанов — продолжатель традиции неоклассиков, ученик Тимура Новикова, за многолетний опыт работы у него сформировались та чистота кадра, та строгость стиля, которые относятся ко всему его творчеству. Уникальность этой серии в том, что она отличается от основного стиля Розанова, снимающего в основном классику, неоклассику, античную историю и интерьеры музеев», — поясняет сокуратор выставки Катрин Борисов.

Сам автор отчасти ощущает себя наследником Александра Родченко, соединяя в своих сериях чистоту поверхностей московской конструктивистской архитектуры и резкие ракурсы индустриальных конструкций с классическими римскими постройками.

Михаил Розанов. «Офисный комплекс «Гемини». Архитекторы: Роландо Гантес, Роберто Мориси. Строительство 1989-1995 гг. Милан. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Офисный комплекс «Гемини». Архитекторы: Роландо Гантес, Роберто Мориси. Строительство 1989-1995 гг. Милан.
Фото: Михаил Розанов

В состав его последней серии вошли фото памятников архитектуры европейского модернизма 1950–1980-х годов, снятые с 2018 по 2020 год в Белграде, Берлине, Лондоне, Мадриде, Милане, Москве, Париже, Роттердаме и Хельсинки. Автор снимал модернистские здания в Москве и европейских столицах осенью и зимой, чтобы в кадр не попадали толпы туристов. Мадрид был снят в январе, Роттердам — в самом начале марта 2020 года, перед пандемией, Лондон — в ноябре. Милан — единственный город, который был снят летом. Но и этого мало: для идеальной очищенности кадра, выявления «идеи» здания при обработке со всех снимков убирался визуальный шум — рекламные вывески, афиши и так далее. «Я к зданию отношусь как к произведению искусства, сделанному другим художником, — говорит Михаил Розанов. — Это „идеальная“ архитектура. Постпродакшен занимает много времени, гораздо больше, чем съемка. То, что вы видите, — это цифровые фотографии, обработка на компьютере доводит их до идеала. Вертикали и горизонтали сверяются буквально по цифровой сетке, сохраняются все пропорции, это чисто математическая работа».

Михаил Розанов. «Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи». Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мдоянц. Строительство 1963-1970 гг. Москва. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи». Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мдоянц. Строительство 1963-1970 гг. Москва.
Фото: Михаил Розанов

Городской театр в Хельсинки, берлинская телебашня, Военно-медицинская академия в Белграде, комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи на московском Новом Арбате — все эти постройки второй половины ХХ века показаны на выставке вместе, составляя некий воображаемый город. Выставка, как отмечает один из ее кураторов Андрей Карагодин, «отражает именно авторское восприятие московским фотохудожником зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он вырос и сформировал свой стиль — также нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени».  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Розанов. «Сталь. Стекло. Бетон»
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+