18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Идеальный мир бетона запечатлен на фотографиях Михаила Розанова

Михаил Розанов. «Военно-медицинская Академия». Архитекторы: Иосип Осейник, Слободан Николич. Строительство 1973-1981 гг. Белград. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Военно-медицинская Академия». Архитекторы: Иосип Осейник, Слободан Николич. Строительство 1973-1981 гг. Белград.
Фото: Михаил Розанов
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Экспозиция в Музее архитектуры, подготовленная совместно с фондом Ruarts, представляет взгляд известного фотографа на архитектуру европейского модернизма 1950–1980-х годов в Берлине, Лондоне, Мадриде, Москве, Париже и Хельсинки

Выставка, которая занимает парадную анфиладу музея архитектуры им. А.В.Щусева, подготовлена совместно с фондом Ruarts. Она представляет фотографию Михаила Розанова — черно-белую, академически строгую. «Михаил Розанов — продолжатель традиции неоклассиков, ученик Тимура Новикова, за многолетний опыт работы у него сформировались та чистота кадра, та строгость стиля, которые относятся ко всему его творчеству. Уникальность этой серии в том, что она отличается от основного стиля Розанова, снимающего в основном классику, неоклассику, античную историю и интерьеры музеев», — поясняет сокуратор выставки Катрин Борисов.

Сам автор отчасти ощущает себя наследником Александра Родченко, соединяя в своих сериях чистоту поверхностей московской конструктивистской архитектуры и резкие ракурсы индустриальных конструкций с классическими римскими постройками.

Михаил Розанов. «Офисный комплекс «Гемини». Архитекторы: Роландо Гантес, Роберто Мориси. Строительство 1989-1995 гг. Милан. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Офисный комплекс «Гемини». Архитекторы: Роландо Гантес, Роберто Мориси. Строительство 1989-1995 гг. Милан.
Фото: Михаил Розанов

В состав его последней серии вошли фото памятников архитектуры европейского модернизма 1950–1980-х годов, снятые с 2018 по 2020 год в Белграде, Берлине, Лондоне, Мадриде, Милане, Москве, Париже, Роттердаме и Хельсинки. Автор снимал модернистские здания в Москве и европейских столицах осенью и зимой, чтобы в кадр не попадали толпы туристов. Мадрид был снят в январе, Роттердам — в самом начале марта 2020 года, перед пандемией, Лондон — в ноябре. Милан — единственный город, который был снят летом. Но и этого мало: для идеальной очищенности кадра, выявления «идеи» здания при обработке со всех снимков убирался визуальный шум — рекламные вывески, афиши и так далее. «Я к зданию отношусь как к произведению искусства, сделанному другим художником, — говорит Михаил Розанов. — Это „идеальная“ архитектура. Постпродакшен занимает много времени, гораздо больше, чем съемка. То, что вы видите, — это цифровые фотографии, обработка на компьютере доводит их до идеала. Вертикали и горизонтали сверяются буквально по цифровой сетке, сохраняются все пропорции, это чисто математическая работа».

Михаил Розанов. «Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи». Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мдоянц. Строительство 1963-1970 гг. Москва. Фото: Михаил Розанов
Михаил Розанов. «Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи». Архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мдоянц. Строительство 1963-1970 гг. Москва.
Фото: Михаил Розанов

Городской театр в Хельсинки, берлинская телебашня, Военно-медицинская академия в Белграде, комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи на московском Новом Арбате — все эти постройки второй половины ХХ века показаны на выставке вместе, составляя некий воображаемый город. Выставка, как отмечает один из ее кураторов Андрей Карагодин, «отражает именно авторское восприятие московским фотохудожником зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он вырос и сформировал свой стиль — также нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени».  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Розанов. «Сталь. Стекло. Бетон»
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+