18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новый дом современного искусства в Калининграде

Александр Матвеев, Евгений Милованов, Сергей Михайлов. «Три точки, три тире, три точки». 2022. Фото: Софья Багдасарова
Александр Матвеев, Евгений Милованов, Сергей Михайлов. «Три точки, три тире, три точки». 2022.
Фото: Софья Багдасарова
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Ранее бездомный Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (бывший ГЦСИ Калининград) наконец получил собственное помещение на первом этаже жилого дома в центре города. Там уже прошла первая выставка

Жилищный вопрос для калининградского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который с 2020 года называется «Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина», всегда был проблемным. Основанный в 1997 году, филиал никогда не имел собственного выставочного помещения. Сотрудники работали в съемном офисе на шестом этаже обычного здания на улице Дмитрия Донского. В 2003 году им подарили мечту: город передал ГЦСИ в оперативное управление роскошное историческое здание — башню-редан «Кронпринц». Это укрепление середины XIX века в стиле историзма является частью ансамбля прусских казарм, который чудом сохранился во время Второй мировой войны.

Пока искали средства на реконструкцию этого памятника федерального значения и готовили ее проект, сотрудники ГЦСИ обживали пространство, устраивая в руине мероприятия. Увы, мечта оказалась несбыточной: реконструкцией ведало Министерство культуры, сотрудники которого увлеклись распределением финпотоков и в итоге во главе с замминистром Григорием Пирумовым пошли под суд по «делу реставраторов», в том числе и за «Кронпринца». В том же 2016 году ГЦСИ подчинили Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО», который, расставшись с сетью четыре года спустя, передал ГМИИ людей, но не имущество (в том числе оставил себе всю московскую коллекцию совриска).

Башня оказалась бесхозной, почти завершенная реставрация была брошена. Сейчас ею ведает управление Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), и какова будет судьба объекта — неведомо, хотя музейщики не прекращают мечтать.

Жилой дом  в центре Калининграда, на первом этаже которого разместился Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Софья Багдасарова
Жилой дом в центре Калининграда, на первом этаже которого разместился Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Софья Багдасарова

Бездомный, но неугомонный коллектив Балтийского филиала все эти годы не прекращал активной деятельности. Выставки они провели почти во всех дружественных галереях и других общественных пространствах города, включая зоопарк и бункер. Не оставляя надежд спуститься из офиса к людям, они мониторили открывающиеся опции в недвижимости, с которой в этом городе тяжело. А ведь Калининград прирастает музеями прямо на зависть: свой филиал тут строит Третьяковская галерея, а частный коллекционер Рустам Алиев получил землю под возведение здания для его собрания русского искусства в самом козырном месте, рядом с собором.

Наконец после нескольких неудачных попыток Балтийский филиал поймал птицу счастья: в центре города, на проспекте Победы, закончили возводить жилой дом, нижний этаж которого был спроектирован для публичных заведений. Договор аренды подписан, и финальную отделку помещения строители проводили уже под присмотром музейщиков. Это, конечно, не 1,4 тыс. кв. м «Кронпринца», а всего 260 кв. м, зато свое, постоянное место.

Стационарное пространство, безусловно, будет способствовать росту преданной аудитории. «Сбылась наша мечта, чтобы искусство жило под одной крышей с людьми, которые это искусство готовят», — рассказала на презентации пространства журналистам заведующая Балтийским филиалом ГМИИ Елена Цветаева, уточнив, что договор аренды заключен лишь до конца 2024 года, но с возможностью пролонгации.

Пространство с высокими потолками адаптировано к приему различных категорий посетителей. Кроме того, под каждый проект зал будет меняться. Например, сейчас панорамные окна закрыты щитами, но в будущем город легко может стать продолжением выставки.

У нового зала есть и недостатки, в частности отсутствие музейного климата, поэтому привозить подлинники старых мастеров из родного теперь ГМИИ невозможно. Есть и другая серьезная проблема. В текущей политической ситуации грузы в Калининград доставляются только морем, что дорого и проблематично. Возить экспонаты с основной территории России стало почти нереально, а сотрудничество с прибалтийскими и скандинавскими странами пресеклось. Самым удобным жанром внезапно оказался видео-арт.

Выставка «Пульсирующее многоточие» в новом пространстве Балтийского филиала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Александр Матвеев/Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Пульсирующее многоточие» в новом пространстве Балтийского филиала ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Александр Матвеев/Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина

Пространство открылось в конце декабря выставкой «Пульсирующее многоточие», где были представлены фотографии, документации акций. И много видео-арта. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+