18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Белый лист бумаги в Китае стал символом молчаливого разочарования

Работы филиппинской художницы и активистки Кири Далена из серии «Стертые лозунги» (2016) вдохновили протестующих в Китае. Фото: Art Basel
Работы филиппинской художницы и активистки Кири Далена из серии «Стертые лозунги» (2016) вдохновили протестующих в Китае.
Фото: Art Basel
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Чистый лист стал символом массовых протестов в Китае, вызванных жесткими ковидными ограничениями. С такими пустыми плакатами сначала вышли демонстранты в городе Урумчи, а позже и в Пекине, Шанхае и других городах

Массовые протесты в Китае в ноябре 2022 года, вызванные жесткими ковидными ограничениями, получили всемирный резонанс, а символом их стал простой образ — чистый лист бумаги формата А4. Поднятый над головой или прикрепленный к уличным указателям и памятникам, он приобрел роль визуального знака, в условиях цензуры молчаливо выражающего разочарование.

«Чистый лист говорит за безмолвных, — комментирует эту тенденцию арт-куратор из Китая, предпочитающий сохранить анонимность. — Выразительность белой бумаги — в отсутствии явного смысла, и, таким образом, документ без слов сам по себе становится средством сопротивления и узнаваемым кодом». В свою очередь, современная китайская художница Сяо Лу, чье произведение «Диалог» (1989) считается «выстрелом, с которого начались события на площади Тяньаньмэнь», говорит, что чистый лист «очевидно обретает экзистенциальное значение».

Роберт Риман. «Range». 1983. Фото: Robert Ryman/Artists Rights Society/The Israel Museum
Роберт Риман. «Range». 1983.
Фото: Robert Ryman/Artists Rights Society/The Israel Museum

Среди известных участников анонимных ноябрьских протестов — художник и гуру по имени Учитель Ли, который живет за границей, но активно делится с внешним миром видео, изображениями и историями из Китая в Twitter. «Чистый лист появился не благодаря искусству, а из крайне практической потребности в свободе слова, — говорит он. — Как вы знаете, в Китае мы не можем свободно высказываться, поэтому приходится прибегать к языку иносказаний, и в конце концов люди выбрали пустоту. Живопись начинается с чистого листа, и, хотя мы не можем увидеть эту пустоту невооруженным глазом, она существует в каждой картине — так что однажды невидимые символы на белой бумаге начнут проявляться все четче и четче».

Протесты с белыми листами начались после пожара 24 ноября 2022 года. Тогда в Урумчи — городе, где строгий карантин, как и в большей части региона Синьцзян, длился более 100 дней, — погибло не менее десятка человек. Предположительно, спасатели не смогли пробраться к жертвам из-за санитарных баррикад. Следующей ночью тысячи людей вышли на демонстрации в Урумчи; за ними последовали демонстрации в Шанхае, затем в Пекине и еще в ряде городов КНР. Начавшийся с почтения памяти погибших и требований отменить жесткие ковидные ограничения, которые привели к гибели людей, протест в итоге перерос в призывы к творческой и культурной свободе и даже к тому, чтобы Коммунистическая партия Китая сложила власть, а ее лидер Си Цзиньпин ушел в отставку.

Кири Далена. Из серии «Стертые лозунги» (2016), основанной на архивных изображениях протестов в Маниле в 1970-х годах во время правления диктатора Фердинанда  Маркоса. Фото: Art Basel
Кири Далена. Из серии «Стертые лозунги» (2016), основанной на архивных изображениях протестов в Маниле в 1970-х годах во время правления диктатора Фердинанда Маркоса.
Фото: Art Basel

Двадцать шестого ноября сотни жителей Шанхая, в основном молодежь, собрались в районе улицы Урумчи. Это один из главных арт-округов Шанхая, где находится более десятка художественных галерей и некоммерческих организаций, а также крупный театр и дизайнерские бутики, втиснутые в узкие живописные улочки. Протестанты оставляли цветы, свечи и белые листки бумаги на уличном указателе «Урумчи» и вокруг него.

В Сети поднялась волна протестного искусства. Сначала простой образ — руки, держащие чистый лист бумаги, потом политические карикатуры, высмеивающие исчезновение украшенных демонстрантами уличных указателей и хаотичное, внезапное смягчение ковидных ограничений со стороны властей. Одна городская статуя была так плотно оклеена листами бумаги — и пустыми, и с начертанными на них иероглифами «свобода», что стала напоминать белый костюм химзащиты, своеобразный символ пандемии.

Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй, поначалу игнорировавший эти митинги, накануне католического Рождества неожиданно появился в «Уголке ораторов» в Гайд-парке в Лондоне в колпаке Санта-Клауса. Он продавал белые простыни, а вырученные средства шли на поддержку беженцев. «Ай — большая шишка, и все, что он делает, вызывает интерес, — говорит анонимный куратор из Китая. — Сейчас сопротивление недостаточно сильное, но любое его усиление поможет миру осознать важность будущего, в котором китайский народ должен требовать политических реформ». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+