18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Автор текста
Трейси Шевалье
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

Еще до открытия выставку Яна Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме наградили слоганом, свойственным музейному блокбастеру: «самая большая в истории экспозиция работ Вермеера». И это чистая правда. Нидерландский художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 43 лет, оставив вдове 11 детей и огромный долг) написал, по разным подсчетам, от 45 до 50 картин. Нам достоверно известно о 37 полотнах, хотя об атрибуции ряда из них эксперты продолжают спорить. В этой ситуации собрать вместе 28 работ Вермеера — уже чудо логистики и большое достижение организаторов амстердамской выставки.

Однако ее феноменальный успех, о котором свидетельствуют распроданные за два дня билеты на месяцы вперед, хвалебные отзывы критиков, все-таки зиждется не только на самом факте одновременного показа почти трех десятков работ одного из наиболее загадочных мастеров XVII века.

Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума. Фото: Rijksmuseum
Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума.
Фото: Rijksmuseum

Кураторы экспозиции Грегор Вебер и Питер Рулофс взяли за основу концепции принцип «лучше меньше, да лучше»: они не стали уменьшать пространство, предназначенное для временных выставок, или наполнять его искусственно произведениями современников Вермеера. Напротив, они повесили каждую картину так, чтобы вокруг нее было достаточно места, чтобы остановиться, замедлиться и как следует рассмотреть ее. Кроме того, посетители могут опереться на покрытые бархатом барьеры, чтобы поближе изучить такие шедевры, как «Вид Делфта» (1660–1661) и «Маленькая улица» (1658–1659).

Задача у дизайнера выставки, Жан-Мишеля Вильмотта, была не из простых: нужно было не только создать «декорации», в которых работы Вермеера смотрелись бы наиболее выигрышно, но и заранее продумать приемы, которые позволили бы развести потоки зрителей и защитить картины от толпы. Для этой цели были придуманы элегантные полукруглые балюстрады, образующие своего рода смотровую площадку перед каждой картиной.

Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Цветовое решение экспозиции — сдержанное и одновременно эффектное: стены залов покрашены в темные, но не мрачные оттенки красного, синего и зеленого, интерьеры дополнены портьерами в тон, придающими экспозиции уместную театральность. Кураторам в союзе с дизайнером выставки удалось рассказать историю Вермеера, используя его собственную эстетику.

Экспозиция открывается двумя городскими видами, единственными образцами пейзажного жанра в творчестве Вермеера. Следующий зал посвящен ранним произведениям художника, в которых он осваивает принципы жанровой и мифологической живописи, еще вырабатывая собственную манеру. Но как только зритель переходит к «Девушке, читающей письмо у открытого окна» (1657–1658) и «Молочнице» (1658–1659), становится очевидно: это уже тот Вермеер, которого узнаешь издалека. Художник нашел идеальный размер для своих произведений, они меньше предыдущих, их цветовая гамма сгущается, а свет, выделяющий отдельные детали, становится более драматичным.

Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Главное же очарование полотен Вермеера — в его благоговении перед обыденностью, которое передается зрителю. Далее картины сгруппированы по сюжетам: женщины пишут и читают письма, принимают посетителей, музицируют.

Почти одновременно с грандиозной выставкой в Рейксмузеуме на родине художника, в Делфте, открылась камерная экспозиция, рассказывающая, по выражению ее куратора Давида де Хана, о «человеке, который стоит за знаменитыми картинами». «Делфт Вермеера» (до 4 июня) в Музее Принсенхоф объединяет более 100 объектов, связанных с жизнью художника, социально-экономическими условиями и художественной атмосферой города того времени. На выставке нет ни одного произведения самого Вермеера, но она предлагает познакомиться с его миром.

Этот музей как нельзя лучше подходит для такой задачи, поскольку располагается в старинном доме, по-видимому знакомом Вермееру. Один из трех залов выставки украшен потолочной росписью с музицирующими ангелами (1667–1669), созданной местным художником Леонартом Брамером, который оказал влияние на раннее творчество главного героя.  

Рейксмузеум
«Вермеер»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+